Сборник статей академика РАН В.А. Тишкова выпущен журналом "Вестник Российской нации" специально к юбилею известного ученого. В своих работах Валерий Александрович затрагивает такие важные вопросы как нациестроительство и национализм в мире, история и современное состояние российской нации, национальная и историческая идентичность и др.
Монография посвящена проблеме развития государств-наций и изучению траекторий их динамики в ХХ–ХХI вв. Концептуальное осмысление проблематики культурного многообразия современных обществ сочетается с богатым эмпирическим материалом. В книге рассматриваются кризис классических наций-государств, трудности постколониального нациестроительства, а также специфические формы обращения с культурным многообразием, свойственные обществам Востока.
Антисемитские лозунги, расистские оскорбления, гитлеровские эмблемы на стенах наших городов, вульгарные песнопения на стадионах, воинственные группы боевиков — что это: возвращение демона фашизма или всего лишь — всего лишь? — агрессивный и нахрапистый национализм? В частных беседах, да уже и в прессе, все чаще возникает беспокойство, видны и слышны опасения, которых не развеивают диаграммы социологов, убеждающие, будто бы мы по-прежнему имеем дело с маргинальным явлением, неприятным, конечно, но в политическом смысле незначительным.
Во времена продолжительных кризисов, экстремистские идеологии очень быстро находят слабые места в нестабильных обществах, где они могут быстрее всего расти и находить своих сторонников.
Хотя цели, методы и взгляды правых экстремистов противоречивы на местных, национальных и международных уровнях, так или иначе, на первом этапе они нацелены на свержение демократии в Европе. Новая форма фашизма находится в процессе своего становления. Его твердое ядро раскрывает давнее предубеждение о том, что гуманность, свобода и универсализм являются экзистенциальными врагами "традиционного" авторитарного порядка, пустившего корни в исконное доминирование рас
Последние события в Восточной Европе, особенно на Украине, хорошо ложатся в канву теории борьбы цивилизаций, сформулированной еще в сер. ХХ века известным британским ученым Арнольдом Тойнби, а позже развитой американским социологом Сэмюэлем Хантингтоном и рядом других исследователей. Она весьма популярна на Западе и именно ею руководствуются многие аналитики, выстраивающие стратегию и тактику противостояния с Россией.
В статье анализируются условия и препятствия для формирования гражданской нации и политики мультикультурализма. Автор представляет различные трактовки понятия и сущности гражданской нации, и предлагает собственную версию. Рассматриваются функции гражданской нации и две основные модели построения нации в Европе (французская и немецкая).
Возросшая популярность крайне правых идей вызвана объективными социально-экономическими и политическими процессами. Негативные последствия глобализации и Европейской интеграции, стремительное увеличение иммиграции, мировой экономический кризис — все это ведет к росту популярности правых радикалов. Эти движения смогли преодолеть имидж маргинализированных националистических групп и достичь значительных политических успехов. Они получили признание как на национальном уровне, не раз завоевывая места в парламентах, так и на общеевропейском (Лига Севера в Италии, Йоббик в Венгрии, Лига польских семей в Польше, Австрийская партия Свободы и др.). Члены крайне правых партий получают места и в Европарламенте. Современные крайне правые партии в Европе обычно характеризуются как популистские, националистические или неофашистские.
Нетерпимость и дискриминация по отношению к христианам могут выражаться не только в виде прямого физического насилия. Всё чаще нарушение прав христиан происходит в рамках существующих правовых систем. В Европе, культура которой основывается на христианских ценностях и традициях, христианство вытесняется из публичной сферы. Защита христианской идентичности Европы становится одной из форм борьбы с христианофобией.
В статье рассматриваются возможные причины формирования негативного отношения к исламу в Германии. Беспокойство немцев связано с увеличением мусульманской диаспоры в стране. По мнению большей части населения, ислам является носителем чуждой для немцев системы ценностей.
Сегодня уже забылось и мало кто об этом вспоминает – как и когда началась та весна, которую назвали «арабской». Она распустилась кровавым цветом сотен погибших, растоптанных на площадях, растерзанных судьбами. Та весна началась 17 декабря 2010 г., когда от отчаяния и нестерпимого унижения поджег себя Мухаммед Буазизи, продававший на тележке овощи в затерянном в глубине Туниса местечке Сиди Бузид. Весна прорвалась в январе-феврале 2011 г., когда бурные волнами одно за другими проходили выступления на площади Тахрир, в Иордании – «день гнева», в Сирии, следом в Ираке, на Бахрейне на Жемчужной площади, в Ливии, в Йемене. Что это была за весна?
Сегодня пришла пора говорить о двух формах антисемитизма – прямых и косвенных, которые возникли за последние 10-15 лет и которые никак не учитываются при анализе уровня антисемитизма в тех или иных странах мира.
Основные дискуссии и сейчас идут вокруг вопроса об уникальности и необычности еврейского народа, выражающейся в его долговечности, предполагаемой религиозной и исторической миссии, в двойственной составляющей еврейства как одновременно осознаваемой этнической и религиозной общности. Особенно необычна этническая составляющая еврейства. Она лишена привычных признаков народа, осмысляемых на уровне бытового сознания, по крайней мере, в той части эйкумены, где до недавнего времени сосредоточивалось большинство еврейского населения мира — в христианской и мусульманской частях Евразии.
В сравнении с 2014 годом ситуация в Украине несколько улучшилась: уровень ксенофобии по целому ряду позиций снизился, число официально зарегистрированных преступлений ненависти хотя и возросло, однако есть смысл согласиться с чиновниками, что это, прежде всего, не столько рост преступности, сколько более добросовестный подход к регистрации преступлений. Во всяком случае 2015 год прошел без массовых политически мотивированных преступлений и межнациональных столкновений. Тем не менее, институциональная слабость украинского государства, военные действия на востоке страны, коррумпированность власти в сочетании с еще большей либерализацией уголовного права в части, касающейся ответственности за дискриминационные проявления, а также окончательная ликвидация системы экспертной оценки преступлений на почве ненависти - все это не позволило наладить системную работу по противодействию ксенофобии, экстремизму и агрессивному национализму.
Украина - страна, пережившая в рассматриваемый период огромные потрясения, связанные с событиями, которые одни называют "Революцией достоинства", а другие - "государственным переворотом". Автор предлагаемой статьи рассматривает эти события с точки зрения их влияния на на формирование проблем толерантности в этой стране.
На фоне большинства европейских стран, демонстрировавших в 2015 году взрывной рост ксенофобских настроений и преступности на почве ненависти, Россия, казалось бы, выглядит вполне пристойно.
2 июня вице‑президент Украинского еврейского комитета написал, что днем ранее государственная комиссия в Ровно, которая должна была одобрить надпись на мемориале погибшим евреям в с. Острожец, отказалась это сделать.
Освещая попытки местных властей в двух областях Украины воспрепятствовать установлению памятников жертвам Холокоста (см.: Семен Чарный. Неудобные слова из неудобного прошлого), на которых указывалось, что нацистам в уничтожении евреев активно помогали местные коллаборационисты, я был уверен, что речь идет о явлении локальном. Но, как оказалось, явление это носит глобальный характер, охвативший ряд стран Восточной Европы и бывших советских республик, известный как «теория замещения».
Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики, является сегодня одним из самых востребованных политологов и экспертов в Украине. Данный доклад о ксенофобии и радикализме в этой стране был подготовлен им в соавторстве с экспертом УИАМП Максимом Семеновым в рамках общеевропейской программы Европейского центра толерантности, ЦМКА и ИИМО по исследованию проблем толерантности в Европе.
Согласно весьма приблизительным данным, поскольку перепись цыганского населения в силу их кочевого образа жизни затруднительна, наибольшее количество цыган в Европе проживает в Румынии (от 800 тыс. до 1 млн. человек), Болгарии (около 800 тыс.), Венгрии (около 400 тыс.), Словакии (300 тыс.) , Чехии (примерно 200 тыс.); в странах бывшей Югославии (около 250 тыс.), Испании (от 150 до 200 тыс.) и в России (180-200 тыс. человек).
Говоря о ситуации в Венгрии, стоит сделать несколько оговорок об особенностях культурной ситуации с меньшинствами в этой стране. Во-первых, в языковом плане в Венгрии нет этнолингвистической группы, наиболее близкой к большинству населения, что определяет относительное равенство меньшинств в государстве. Во-вторых, проект «мадьяризации» национальных меньшинств, который в течение долгого исторического периода пытались претворить в жизнь в венгерском государстве, оказался несостоятельным. Во времена Австро-Венгрии эти же меньшинства не поддались и германизации. Сегодня при 5 млн. венгров в процентном отношении наиболее многочисленными национальными меньшинствами Венгрии являются: цыгане (2%), немцы (1,2%), евреи (1%), румыны (0,8%), словаки (0,4%), хорваты (0,2%), сербы (0,2%) и украинцы (0,1%).
В сентябре 2017 года в Риге прошел 1-й Рижский Форум
Рижский форум - это логическое продолжение двух традиционных конференций - Международной конференции по Холокосту и Круглого стола по современному радикализму. Первая из них была посвящена истории Холокоста, вторая - современным проблемам толерантности. По сути дела Форум объединил два проекта - 5-ую Международную конференцию по Холокосту и 2-ой круглый стол по современным проблемам толерантности.
Организаторами являлись Европейский центр толерантности, Общество «Шамир» Музей Рижского гетто и Европейский центр развития демократии. Цель форума состояла в том, чтобы сформировать полноценное международное профессиональное экспертное сообщество по вопросам толерантности, ксенофобии, радикализма и преступлений на почве ненависти, а также привлечь внимание международной общественности к проблемам толерантности в современной Европе.
Форум состоял из двух частей. Первая была посвящена истории Холокоста. Вторая - современным проблемам толерантности, прежде всего изменениям в законодательстве, правоприменительной практике, касающейся меньшинств, деятельности радикальных групп, а также статистике преступлений на почве ненависти на пространстве ОБСЕ.
Вашему вниманию предлагается дайджест материалов Форума на двух языках