ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Ксенофобия, дискриминация и агрессивный национализм в Европе (январь 2014 - июнь 2015 гг.)

Ксенофобия, дискриминация и агрессивный национализм в Европе (январь 2014 - июнь 2015 гг.)

Валерий Энгель, к.и.н.,
Директор Института изучения проблем национальной
политики и межнациональных отношений.

Как известно, дискриминация и насилие – являются крайними проявлениями расизма, этнической, религиозной ненависти. В основе этих проявлений лежит ксенофобия, т.е. боязнь «чужого», а также восприятие «чужого», незнакомого как опасного и враждебного. Очевидно, что в ксенофобном обществе, существует мощный запрос на радикализм. Вопрос, на который уже долгие годы пытаются ответить аналитики многих стран – какие факторы оказывают определяющее влияние на формирование этого запроса.

Сегодня уже практически никому не нужно доказывать, что ксенофобные настроения стали неотъемлемой частью повседневной реальности европейских стран. Эти настроения подпитывают популярность праворадикальных организаций, ведут к радикализации крупных консервативных партий, включая правящие, становятся причиной межэтнических столкновений и преступлений на почве ненависти.

Наш Институт в сотрудничестве с целым рядом научно-исследовательских центров Европы подготовил 10 докладов, в которых авторы постарались проанализировать основные тенденции развития агрессивного национализма в таких странах как Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Польша, Франция, Украина и, конечно же, Россия.

Проведенный анализ позволяет говорить о нескольких основных тенденциях, которые мы могли наблюдать в рассматриваемый период:

Во-первых, это взрывной рост радикальных проявлений на Украине, в значительной степени обусловленный ситуацией на юго-востоке страны, но не только ею. На примере летних (2015) событий в Мукачево и Киеве мы видим рост влияния национал-радикалов, резкое увеличение преступности на почве ненависти, в том числе появление такого неизвестного ранее явления в этой стране как террористические акты, сопровождающиеся массовой гибелью людей.

Террористические акты на почве ненависти (2014-июнь 2015гг.)

Страна Число терактов Число погибших Число раненых
1 Украина[1] 2 48 70
2 Франция 9 17 11
3 Россия 2 2 7
4 Венгрия 3 - -
5 Сев. Ирландия
(Великобритания)
3 - -
6 Италия 1 - -

Национал-радикальные силы сыграли немаловажную роль в "революции достоинства" на Украине в феврале 2014 г. Их активное участие в событиях на Майдане привело к тому, что социальный протест против коррумпированной власти в конце 2013 - нач. 2014 года быстро приобрел националистическую окраску.

Понимая, что националистические лозунги приобретают популярность у избирателя, новый (а на самом деле хорошо забытый старый) политический истэблишмент, также сделал ставку на национал-радикализм и заимствовал у национал-радикалов не только риторику, но и националистическую идеологию в целом, несколько модернизировав ее. Сегодня эта идеология представляет собой смесь из прозападных лозунгов о «европейском выборе» и старой доктрины «интегрального национализма», которой руководствовались печально известные националисты 30-40-х гг. из "Организации украинских националистов - Украинской повстанческой армии" (ОУН-УПА) во главе со Степаном Бандерой.

Таким образом, нынешней партии власти удалось привлечь на свою сторону национал-консервативный электорат, который мог бы голосовать за радикалов, но сделал выбор с пользу более предсказуемых и, как ему казалось, «европейски ориентированных» партий истэблишмента, в основном состоящих из уже знакомых избирателям лиц.

Придя к власти, новый политический истэблишмент сразу же оказался в ситуации противоборства со своими идеологическими противниками слева, не разделявшими идеологию украинского национализма, курса на евроинтеграцию и конфронтацию с Россией.

Временными союзниками новой власти стали откровенно националистические и даже неонацистские силы, опирающиеся на партию "Правый сектор" и целый ряд военных добровольческих формирований праворадикальной ориентации.

Именно эти силы были использованы новой властью для подавления сопротивления в восточных регионах страны. И именно эти силы учинили погром в Одессе 2 мая 2014 г., и нападения на т.н. "пророссийских активистов" в других регионах страны. Под их напором власти запретили компартию, попытались отменить закон о региональных языках и начали войну на юго-востоке Украины, хотя у них был шанс договориться со своими противниками, предоставив им больше самостоятельности в языковой, образовательной и налоговой сферах (т.е. все то, что потом вошло в план урегулирования под названием Минск-2).

Таким образом, в стране возникла активная слабо контролируемая центром сила, которая со временам стала представлять опасность для власти. К этой силе к середине 2015 г. присоединились радикалы из проигравшей парламентские выборы, но вновь набирающей популярность, особенно на западе страны, партии "Свобода". Это серьезно усилило позиции крайне правых и их влияние на власть, не могло не сказаться на общем уровне ксенофобии и общественного противостояния в стране. Как уже говорилось, сегодня мы имеем на Украине такие проявления ненависти, которые там никогда не встречались – политические, в т.ч. массовые, убийства, межэтнические столкновения, нападения на представителей ЛГБТ и даже террористические акты.

Достаточно сказать, что в рассматриваемый период на Украине было совершено 73 акта вандализма (из них 53 – в 2014 г.; в 2013 г. – 44), 51 убийство на почве ненависти[2] (в 2013 – 1) и 2 террористических акта, в которых погибло 48 человека (в 2013 – 0).

Перспективы национал-радикализма в этой стране достаточно тревожны. Во-первых, потому, что сегодня государственная идеология на Украине – это идеология ОУН-УПА, бойцы которой приравнены к «борцам за независимость». Их критика, согласно подписанному Порошенко 15 мая 2015 г. закона "О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке"[3] криминализована. Следовательно, именно на примере этой печально известной организации, виновной в массовой гибели людей в годы второй мировой войны (Львов, Бабий Яр, Волынь), происходит воспитание молодого поколения украинцев. Во-вторых, сила и влияние национал-радикалов все еще достаточно велика. Причем это вооруженные люди, имеющие опыт боевых действий на юго-востоке страны. Летние события в Киеве, когда были ранены 30 милиционеров, красноречиво свидетельствует об этом. И, наконец, в третьих, экономическое положение на Украине сегодня таково, что часть жителей снова начинает радикализироваться. Националисты в данном случае являются той силой, которые могут использовать растущее недовольство людей своим резко ухудшившимся экономическим положением.

ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Без учета военных преступлений – прим. авт.
[2] Без учета военных преступлений – прим. авт.
[3] http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/05/15/7068057/?attempt=1

 

Полный текст публикации Вы можете скачать по ссылке ниже.

Загрузить документ (PDF, 425 Кб)

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа