ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Антиксенофобная риторика

Антиксенофобная риторика

Президент Украины Петр Порошенко.

7 июня 2014 г. в своей инагурационной речи президент Украины П.Порошенко пообещал, что даст восточным областям гарантию свободного использования в регионах русского языка. Он также пообещал уважительно относится к «праву местных общин на свои нюансы в вопросах исторической памяти, пантеона героев, религиозных традиций». Впрочем, при этом Порошенко объявил о незыблемости позиции украинского языка как единственного государственного[1] . 22 июня П.Порошенко пообещал, что местные органы власти в Донбассе «будут иметь полное право свободно использовать русский язык, наряду с государственным. Общины сами будут определять, под какие памятники возложить цветы. Что отмечать и какие песни петь за праздничным столом. Кстати, и в каких церквях молиться»[2] .

27 июня 2014 г. П.Порошенко в интервью французской газете Figaro назвал серьезной ошибкой решение Верховной рады Украины лишить русский язык статуса регионального в нескольких областях. «Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что никогда нам не удастся вернуть эти регионы путем военных действий. Нам следует вести там борьбу за умы и сердца людей. У нас нет абсолютно никаких возражений против использования русского в качестве официального языка», - заявил президент Украины[3] . Однако эти обещания так и остались невыполненными.

3 ноября 2014 г. секретариат партии «Блок Петра Порошенко» направил официальное разъяснение своей позиции относительно вопросов недискриминации гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных граждан, а также относительно вопроса гражданского равенства прав в редакцию Национального ЛГБТ-портала Украины. В письме, подписанном руководителем Секретариата Максимом Савросовым, говорилось, что блок выступает за принятие всеобъемлющего антидискриминационного законодательства и считает обязанностью государства обеспечить принцип равенства граждан независимо от их сексуальной ориентации и других признаков.«Поэтому мы выступаем за обеспечение ЛГБТ-сообществам безопасности и введение уголовной ответственности за любые проявления дискриминации, в частности, на почве сексуальной ориентации», - отмечалось в письме.

24 сентября, реагируя на осквернение меноры в Бабьем Яре, Правительственный уполномоченный по вопросам этнонациональной политики Г.Друзенко: заявил: «Ксенофобия и антисемитизм есть и в дальнейшем будут оставаться чуждыми украинскому обществу. Украина всегда будет общим домом для представителей всех национальностей, считающих ее своей родиной». К сожалению, Уполномоченный, помимо этих слов, заявил, что осквернение якобы является «провокацией, имеющей целью засвидетельствовать якобы усиление антисемитских и ксенофобских настроений в украинском обществе»[4].

27 января 2015 г. президент Украины Петр Порошенко опубликовал обращение по случаю годовщины освобождения нацистского лагеря смерти Аушвиц. "Пытки, которые применялись к заключенным гетто, концлагерей, а также масштабы человеческой трагедии шокируют — только через лагерь смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенцим, как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, прошло 2,5 миллиона человек, подавляющее большинство которых погибли мученической смертью. Благодаря войскам Первого Украинского фронта 27 января 1945 были освобождены заключенные концлагеря, которым удалось избежать газовых камер и крематориев. Именно в честь этого события Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций установлен Международный день памяти жертв Холокоста. Для украинцев ужасным символом Холокоста стал Бабий Яр - место расстрела свыше 150 тысяч евреев и представителей разных национальностей. Существовал Дробицкий Яр в Харькове, а также много других мест, где нацистские нелюди массово убивали евреев", - отмечается в обращении.

5 июня 2015 года Президент Украины Петр Порошенко также выступил в поддержку проводимого ЛГБТ- активистами «Марша равенства «Киев прайд». «Я отношусь к этому как христианин и как президент-европеец. Считаю, что это абсолютно объединенные понятия... Я не вижу никаких оснований для препятствования маршу, потому что это конституционное право каждого украинского гражданина», —сказал он.

27 января 2015 г. премьер-министр Украины Арсений Яценюк также выступил с обращением по случаю 70-й годовщины памяти жертв Холокоста. "Мы вновь и вновь заявляем о решимость нашего народа строить свое будущее на принципах толерантности и взаимоуважения, уважения свободы и уникальности каждого человека. Отмечая этот день память шести миллионов жертв Холокоста, среди них мы со скорбью вспоминаем сотни тысяч расстрелянных, замученных и уничтоженных на территории Украины в те страшные годы евреев, цыган, украинцев и представителей других национальностей", - говорилось в обращении. Яценюк подчеркнул, что украинцы решительно осуждают все преступления против еврейского народа, все случаи антисемитизма, геноцида, межнациональной и межрелигиозной розни[5]. 11 марта он заявил, что Правительство не допустит разжигания межнациональной розни и будет принимать все предусмотренные законом меры для недопущения импорта в Украину антисемитизма и ксенофобии.

11 марта прошли также Парламентские слушания, организованные представителями национальных меньшинств Украины и главами религиозных объединений на тему: «Роль, значение и влияние гражданского общества на формирование этнонациональной политики единства в Украине». Выступая на слушаниях председатель комитета по правам человека Григорий Немыря подчеркнул, что “борьба против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации, гарантии всем лицам, проживающим на территории Украины, равной и эффективной защиты против дискриминации по какому-либо признаку должны быть приоритетами постоянного действия”[6].

30 сентября 2015 года украинский премьер-министр А. Яценюк написал письмо генеральному секретарю Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Роберту Зингеру. В нем он выразил свое возмущение вандализмом в Бабьем Яру, который расценил как попытку дискредитации украинской власти и дестабилизацию политической ситуации. Мемориал в Бабьем Яру был осквернен в 2015 году шесть раз[7] .

Директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский выразил удивление на своей страничке в Фейсбук, почему украинский премьер обратился по этому поводу к американским евреям, а не к украинским, которых проблема вандализма и осквернения мемориала в Бабьем Яру касается в первую очередь[8] . Позже, 29 октября 2015 года президент Украины П. Порошенко встретился накануне своего выступления в ООН с лидерами американских еврейских организаций, а также провел отдельные переговоры с президентом ВЕК Рональдом Лаудером[9] . В частности, речь шла об участии ВЕК в подготовке и проведении в сентябре 2016 г. мемориальных мероприятий, посвященных 75-й годовщине трагедии Бабьего Яра.

23 декабря 2015 года, выступая в ходе своего визита в Израиль в Кнессете, президент Украины принес извинения еврейскому народу за действия украинских коллаборационистов в годы второй мировой войны[10] . Данное заявление вызвало возмущение многих политиков и общественных деятелей Израиля, которые назвали его лживым, поскольку именно Порошенко стал первым президентом Украины, назвавшим бойцов ОУН-УПА, участвовавших в уничтожении евреев, героями. В частности, бывший глава израильской спецслужбы НАТИВ Яков Кедми напомнил, что почти за год до своего визита в столицу еврейского государства, 14 октября 2014 года президент Порошенко провозгласил День защитника Украины в годовщину создания Украинской повстанческой армии, осуществлявшей террор против еврейского и польского населения Украины в годы войны[11].

6 апреля 2015 года Петр Порошенко во время заседания Конституционной комиссии обратился к собравшимся с призывом защитить права крымско-татарского народа и обеспечить «сохранение и развитие его этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности»[12] .

1 августа 2015 года на II Всемирном конгресса крымских татар, в Анкаре, Президент Украины Петр Порошенко заявил о планах разработки «дорожной карты» по предоставлению Крыму «статуса национально-территориальной автономии в составе» Украины. В обращении также указывается, что власть готова разработать соответствующие предложения о предоставлении «исторической родине крымско-татарского народа» статуса автономии в составе Украины. Наблюдатели в этой связи обращали внимание на то, что данные инициативы не продвигались украинским правительством в период, когда Крым был де-факто подконтролен Украине.

16 сентября 2015 г. по приглашению премьер-министра Украины Арсения Яценюка в Киеве прошла встреча религиозных деятелей с главой украинского Правительства. А. Яценюк рассказал членам Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций о том, что сделано Правительством за текущий год. По его словам, за год было сделано то, чем не занимались на протяжении 20 лет. Арсений Яценюк подчеркнул, что Правительство «не допускало и не будет допускать использования религиозного и национального фактора против Украины». По его убеждению, предпосылкой экономического и социального благополучия является хорошо отлаженный внутренний диалог, национальное единство».

7 мая 2015 года украинский омбудсмен Валерия Лутковская завила, говоря о сайте «Миротворец», где публикуются данные, включая адреса, противников киевского режима: "Такие сайты – это не развлечения. Это моменты, которые касаются межчеловеческих отношений, ксенофобии, это как раз то, что подстрекает конфликты в обществе. Есть законодательство – персональные данные не разглашаются, они неприкосновенны, за исключением некоторых случаев"[13].

4 декабря 2017 года президент Украины Пётр Порошенко прокомментировал блокаду радикальными националистами телеканала NewsOne. Комментарий был в виде поста на фейсбуке: «Любое давление на средства массовой информации, а тем более их блокировки - недопустимы. Так же недопустимы попытки оправдывать действия страны - агрессора против Украины, подыгрывание российской пропаганде, в том числе и в таких вопросах как оценка Революции Достоинства. Иногда такие действия являются реакцией на бездействие тех органов, которые должны оперативно реагировать. Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания должен более эффективно осуществлять регулирование медиапространства» .

Как видим, комментарий состоит из четырёх предложений, но осуждению радикалов в сообщении президента посвящено ровно одно предложение. Оставшиеся три являются попыткой обелить радикалов и оправдать их действия. Назвать это заявление направленных против радикального национализма можно с большой натяжкой. Собственник NewsOne, народный депутат Украины Евгений Мураев, комментируя блокирование телеканала, сказал следующее. «Им [радикалам] неудобно, когда на канале могут высказываться абсолютно все, хотя нам это гарантирует конституция», — сказал Мураев. «Блокируют 200 человек без еды и лекарств, держат в осаде. Огромное количество людей в камуфляже и масках, и правоохранительные органы не реагируют», — посетовал не бездействие правоохранителей Мураев .

В ночь на 13 июня произошли поджоги офисов партии «Оппозиционный блок» в Днепропетровской области. Юрий Бойко, один из лидеров этой партии, выступил резко против таких действий и увязал поджоги с действиями националистов. «Там в торжественных мероприятиях приняли участие 25 тысяч человек. А в целом по стране более миллиона человек отмечали 9 мая и шли возлагать цветы к памятникам. Это и стало причиной мести со стороны радикально настроенных лиц при полном попустительстве власти, которая не привлекает их к ответственности», — сказал политик .

Мы можем сделать вывод, что заявления украинской власти против радикальных националистов и ксенофобии практически отсутствуют или не направлены против них как таковых. Речь идёт в первую очередь либо о сохранении власти конкретных политиков, которые и критикуют радикалов с этих позиций, или же критика радикалов настолько мягкая и микшируется другими заявлениями, что по итогу фактически отсутствует. В тоже время оппозиционные политики регулярно выступают против радикалов и националистов, считая их угрозой свободе и демократии в Украине. Однако их заявления остаются лишь словами. В данный момент оппозиция в Украине крайне слаба и разобщена, чтобы добиться от власти реальных действий по искоренению радикализма в обществе.

Против деятельности Института национальной памяти выступил политический аналитик Кость Бондаренко. «Я бы сравнил деятельность Владимира Вятровича с периодом китайского императора Цинь Шихуанди. Придя к власти, он приказал сжечь все книги и начинать историю Китая с его правления» . По его словам, Институт под руководством Вятровича становится таким же инструментом пропаганды, какая ранее была в СССР. Проводимая Вятровичем политика по созданию новых мифологем относительно борьбы коллаборационистов из Западной Украины с немцами может не принять украинское общество. Что может порождать и усиливать конфликты и противоречия внутри страны.

Глава Украинского еврейского конгресса Эдуард Долинский резко отреагировал на слова Олега Скрипки о тех, кто не может выучить украинский язык. Известный украинский музыкант сказал, что «люди, которые не могут выучить украинский язык, имеют низкий IQ, таким ставят диагноз "дебилизм". Надо их отделить, потому, что они социально опасны, надо создать гетто для них. И будем помогать им, как помогают людям с недостатками, на волонтерских началах будем петь им "Владимирский централ". Долинский сравнил существующую ситуацию с положением евреев в нацистской Германии. «Это обыкновенный фашизм! Скрипка призывает к введению нацистских законов. В нацистской Германии евреев лишили права на профессию, на учебу, потом началась насильственная эмиграция, гетто и концлагеря», – написал он на своей странице в Фейсбук .

В целом, заявления против ксенофобии и радикального национализма звучат в первую очередь из уст оппозиционных политиков и критически настроенных к власти экспертов. Политики, принадлежащие к действующей власти, а также провластные эксперты крайне редко выступают публично против ксенофобии.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа