ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Межэтнические и межрелигиозные столкновения

Межэтнические и межрелигиозные столкновения

Захваты храмов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) сторонниками УПЦ Киевского патриархата стало печальной традицией Украины в 2014-16 гг.

Украина многонациональное, многоконфессиональное государство, в котором недооценивать, а тем более игнорировать проблемы межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно.

Межрелигиозные столкновения приобрели в 2015 году в Украине угрожающий характер.

Представленный общественности в мае 2015 года Доклад украинских правозащитников «Когда Бог становится оружием: Преследование по религиозным убеждениям в вооруженном конфликте в восточной Украине»[1] посвящен анализу религиозной ситуации и целенаправленным преследованием религиозных общин на контролируемых сепаратистами территориях восточной Украины. В Докладе утверждается об участии духовенства УПЦ МП в военном конфликте[2] . По свидетельствам местных жителей Святогорска Донецкой области, городской монастырь и Лавра УПЦ (МП) предоставляли свои помещения под жилищные потребности группировок боевиков в начале боевых действий. Многие священники Донецкой и Луганской областей обеспечивали моральную и духовную поддержку вооруженным формированиям ДНР-ЛНР

.

Как информируется в Докладе, а также подытоживается, по состоянию на март 2015 года, только верующие, исповедующие православие Московского патриархата, были избавлены от преследований и могли свободно заниматься религиозной деятельностью и посещать православные храмы. В отношении Украинской православной церкви Киевского патриархата говорится, что большинство приходов Донбасса не действует, ведутся тайные богослужения, наблюдаются угрозы священникам, их похищение, сигнализируется о захвате имущества УПЦ КП.

В то же время, территория Украины, подконтрольная киевским властям, превратилась в 2015 году в арену мощнейшего на всем постсоветском пространстве межрелигиозного противостояния. Как свидетельствуют независимые источники в этот период здесь наблюдался межрелигиозный конфликт между Украинской православной церковью (далее – УПЦ) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (далее – УПЦ КП).

Это системные противозаконные и насильственные попытки захватов храмов УПЦ радикальными силами и УПЦ КП, клевета и дискредитация УПЦ в СМИ, часто в лице ведущих политиков и государственных чиновников, попытки радикальных сил перевести конфликт на Востоке Украины в межконфессиональную плоскость[3] .

К сожалению, этот вопрос не нашел свое отражение в выше упомянутых докладах и отчетах правозащитников и НПО, хотя Украинская православная церковь является крупной религиозной организацией Украины.

В ежегодном Докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека за 2015 год было отмечено, что вызывает беспокойство рост количества попыток незаконного изменения конфессиональной принадлежности религиозных общин[4]. В частности, к Уполномоченному поступило 7 обращений по межконфессиональным конфликтам православных христиан на территории Ровенской, Тернопольской и Волынской областей.

Однако приведенное количество обращений к Уполномоченному, как уточняется в Докладе, не является показательным - на сайте христианского портала «Кириос» размещена карта, показывающая, что в течение 2015 произошло около 100 переходов, в том числе осуществленных под давлением, религиозных общин УПЦ под юрисдикцию УПЦ КП. Как отмечают СМИ, в УПЦ эти факты называют «рейдерским захватом приходов», а в УПЦ КП - «переходом общин в украинском (поместную) Церковь».

В обращениях, которые поступали к Уполномоченному, представители УПЦ жаловались на притеснения прихожан в связи с их конфессиональной принадлежностью, бездействие правоохранительных органов, которое проявляется в отказе в регистрации уголовных производств по фактам незаконного содержания религиозных святынь и препятствования совершению религиозных обрядов. По указанным фактам Уполномоченным принимались меры реагирования, в том числе направлялись запросы в правоохранительные органы, местных государственных администраций, органов местного самоуправления в которых обращалось внимание на необходимость детального исследования всех обстоятельств дела, учета мотива нетерпимости при квалификации указанных деяний и принятия все предусмотренные законом мер, направленных на устранение указанных нарушений и содействие в налаживании межконфессионального диалога.

В интервью от 11 августа 2015 год наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры Владыкой Владимиром о ситуации вокруг Лавры было отмечено , что со стороны Лавры были направлены заявления к официальным властям о предупреждении возможных провокаций против Свято-Успенской Почаевской Лавры, в т.ч. по предварительно предоставленной информации отдельных лиц имела место вероятность подбрасывания оружия с маркировкой «ДНР» и «ЛНР» и снятия об этом видео с негативной пропагандистской целью[5].

На встрече Президента Украины Петра Порошенко с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций митрополит Бориспольский и Броварский Антоний сигнализировал о захватах храмов: «В Ровенской, Киевской, Львовской, Тернопольской, Волынской, Черкасской областях осуществлены попытки силового противозаконного захвата приходов Украинской Православной Церкви. На данный момент зафиксирован захват 20 приходов нашей Церкви. Еще на 8 приходах сохраняется крайне напряженная ситуация»[6] . Как отметил иерарх, все это происходит «с фактического согласия органов местной государственной власти». «Пользуясь безнаказанностью, в эти деликатные вопросы вмешиваются и представители отдельных политических партий. Такие процессы не только нарушают религиозный мир в нашей стране, но и несут в себе угрозу для безопасности государства. Считаем, что руководству страны следует обратить на это особое внимание», - заявил он. Наряду с этим представитель Церкви рассказал, что из разных епархий УПЦ постоянно отправляются гуманитарные грузы в зону боевых действий. Только лекарствами и медицинским оборудованием была оказана помощь на сумму свыше 2 млн. гривен. Кроме того, было собрано и передано 1200 тыс. тонн продуктов питания, одежды и вещей первой необходимости.

Так, в апреля 2015 года в Ровенской области, в селе Птичья, разгорелся межконфессионный конфликт: прихожане православной церкви киевского и московского патриархата подрались из-за храма Успения Пресвятой Богородицы[7] . Как отмечали селяне, среди участников потасовки было много неместных. Война за собор началась полгода назад, когда большинство селян на референдуме высказались за переход в УПЦ КП и передачу сельской церкви в собственность этого патриархата. В ответ прихожане УПЦ протестовали против такого решения и грозились перекрыть трассу в знак протеста. Прихожане УПЦ жаловались, что их обзывают «сепаратистами» и «москалями». Церковный конфликт передан на рассмотрения суда.

15 ноября конфликтная ситуация в селе Птичья Ровенской области имела продолжение. Около 20 прихожанок Киевского патриархата вломились в храм и заперлись изнутри. Заявили, что начинают голодовку. В ответ 16 ноября более 50 верующих УПЦ перекрыли участок трассы Киев-Чоп в знак протеста против захвата храма[8]. Уже в декабре 2015 года члены «Правого сектора» и представители Киевского патриархата в результате попыток захвата храма в селе Птичья избили православных. Злоумышленники били верующих дубинками и арматурой, бросали в них петарды, «коктейли Молотова», применяли перечный газ и угрожали массовыми захватами храмов в регионе[9].

По информации Ровенской епархии УПЦ в Администрацию Президента Украины и Генеральную прокуратуру Украины были направлены жалобы на захваты храмов, в которых информировалось об уголовных преступлениях, захватах частной собственности, насилии, преследовании по религиозному признаку, но адресаты отказались рассматривать обращения и переадресовали их в Министерство культуры. УПЦ назвала это "открытым издевательством".

Также межрелигиозный конфликт в 2015 году разгорелся между прихожанами УПЦ КП И УПЦ в селе Попильна Житомирской области[10] . Поводом его стало то, что сторонники УПЦ КП с помощью местного депутата от ВО "Свобода" образовали в селе собственную общину, незаконно аннулировав принадлежность храма в УПЦ, на который выдвинули претензии. Уже 30 июня 2015 состоялась попытка силового захвата временного храма Святителя Николая сторонниками Киевского патриархата. Местные верующие и духовенство Украинской Православной Церкви отстаивали храм. Несмотря на прибытие милиции, захват храма продолжался, а потом был опечатан до разрешения спора[11].

В Черновицкой области селе Вахнивцы Выжницкого района была отмечена ситуация, когда церковный староста созвал собрание общины по переходу Киевский патриархат, после чего было заявлено, что церковная община и храм на честь Архистратига Михаила перешли под юрисдикцию КП. При этом была отмечена информация, что настоятелю храма угрожали, у него было отобрано предварительные собранные подписи в поддержку каноничной УПЦ, а самих селян запугивают и подкупают якобы представители КП[12].

В июне СМИ была опубликована информация о захвате храма в селе Башуки Кременецкого района Тернопольской области, 14 июня, представителями Украинской православной церкви Киевского Патриархата в сопровождении священников и нескольких десятков людей в камуфлированной одежде с символикой Правого Сектора и в балаклавах[13] . Захватчики взломали двери храма и колокольни, звонили в колокольни, заменили замки и не позволили провести в нем богослужение. Позже было проведено богослужение с участием священника из Киевского Патриархата. На поляне перед храмом стояли микроавтобусы, не принадлежащие местным жителям, с опознавательными знаками Правого Сектора. Работники правоохранительных органов, прибывшие на место происшествия, старалась не вмешиваться в события и не допустить прямого насилия. По информации на 2015 г. храм в Башуках оставался захваченным, при этом представители УПЦ КП не предоставили никаких документов, которые бы подтверждали их право на пользование церковью.

25 августа 2015 года состоялась акция сторонников «Киевского патриархата» села Колосовой Кременецкого района Тернопольской области. Жители села, желающие переподчинить Иоанно-Богословский храм «Киевскому патриархату», более двух часов прогуливались по пешеходному переходу на трассе «Доманово-Ковель-Черновцы», препятствуя движению автомобилей. «Мы хотим, чтобы в нашем селе была украинская церковь и чтобы «Отче наш» говорили на украинском. И нас не то, что не пускают в церковь нынешние хозяева из Московского Патриархата, а даже не пускают во двор», – рассказали протестующие журналистам. Ранее в апреле 2015 года представители КП пытались завладеть храмом, однако попытка закончилась неудачно - отказом сельсовета этому содействовать. Пикетирование закончилось после прибытия представителя областной государственной администрации.

В селе Катериновке Тернопольской области на протяжении несколько месяцев продолжался конфликт двух православных общин - Московского и Киевского патриархатов вокруг церкви св. Великомученика Георгия Победоносца УПЦ[14]. 21 сентября 2015 года, на праздник Рождества Богородицы, представители УПЦ Киевского патриархата с помощью Правого сектора и батальона Тернопольщина решили захватить храм. Представителями Правого сектора была оцеплена церковь по периметру, выбито окно, сломали центральные двери, после чего в сооружение вошли и представители КП. Верующих УПЦ не пускали в храм. Позже произошло силовое противостояние. Прихожан и священнослужителей УПЦ отталкивали дубинками и слезоточивым газом. В результате пострадали более десяти человек, получили черепно-мозговые травмы и переломы конечностей. При этом, как утверждается, милиция была на стороне захватчиков и отказывалась принимать заявления о побоях. В свою очередь, в Киевском патриархате в драке обвинили представителей Московского патриархата. По их словам, около 200 прихожан УПЦ после словесной перепалки взялись за штурм сельского храма.

В конце 2015 года наблюдатели организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) посетили Кременецкий район Тернопольской области в связи с межконфессиональными конфликтами в регионе[15] . В ответ чиновники Кременецкой районной государственной администрации (РГА) ознакомили представителей OБCЕ с религиозной ситуацией в районе, предоставили информацию о процедуре регистрации религиозных общин, сообщили о возникающих конфликтах и состоянии исковых заявлений, находящихся в судах.

В частности, представители РГА рассказали, что в течение 2015 года рассмотрели 13 обращений граждан, представителей религиозных общин, правоохранительных органов и других учреждений по религиозной ситуации в селах Куликов, Башуки, Катериновка, Колосовая. В своих действиях по разрешению возникающих споров в РГА руководствовались действующим законодательством Украины, а также распоряжениями Тернопольской областной государственной администрации. В большинстве случаев представители власти отметили, что в контексте разрешения в регионе межрелигиозных конфликтов предлагают представителям УПЦ КП и УПЦ поочерёдно использовать храмы и богослужение по взаимному согласию или путем заключения договоров. Например, на основании распоряжения главы Тернопольской ОГА «Об определении порядка пользования церковью Георгия Победоносца с. Катериновка Кременецкого района и имуществом, которое в ней находится» (07.09.15, №555-од), РГА заключила с общинами УПЦ КП и УПЦ договор о порядке пользования храмом, определив график поочередных богослужений.

Последний в 2015 г. подобный захват храма УПЦ произошел 27 декабря в селе Колодянка Житомирской области Украины[16].

Вышеупомянутые примеры захвата храмов Украинской православной церкви Московского патриархата радикальными силами и Киевским Патриархатом храмов не единичные и не исчерпывающие, о которых сигнализировали СМИ, пресс-службы УПЦ, прихожане в 2015 году. Часто захваты и осквернения церквей происходят под видом "борьбы с сепаратистами и российской агрессией".

Так, по информации пресс-службы Украинской православной церкви, в апреле 2015 г. вооруженные люди искали в Свято-Преображенском храме (поселок Гусинцы Бориспольского района) «оружие сепаратистов»: «Люди в масках, с оружием в руках, представившись работниками СБУ, осквернили святой Престол и устроили обыск в храме. Свое бесчинство они объяснили поиском оружия, якобы приобретенного Московским патриархатом и хранящегося в храме для поддержания российской агрессии». Милиции Киевской области подтвердили факт обыска СБУ совместно с прокуратурой. Пресс-служба УПЦ отмечала: «Мы вынуждены говорить о том, что сегодня по отношению к церкви (УПЦ) участились случаи вандализма, распространение лжи»[17].

В марте 2015 г. рядом СМИ (сайтов, например интернет-ресурс InformNapalm) была распостранена провокационая и неправдивая информация о том, что в Свято-Николаевском соборе г. Стаханова Луганской области находятся боеприпасы, якобы объект требует пристального внимания наблюдателей ОБСЕ и мирового сообщества . Позже миссия ОБСЕ в Донбассе опровергла информацию о том, что на территории Свято-Николаевского собора находится склад боеприпасов сепаратистов, о чем опубликовала данные на своем официальном сайте[18] . Миссия прибыла по приглашению приходского совета Свято-Николаевский собора города Стаханова с тем, чтобы выяснить, расположены ли на территории храма действительно склады боеприпасов. Данная заведомо ложная информация вызвала сильное возмущение у прихожан и церковной общественности и расценивается как провокационная, а по отношению к Церкви - как кощунственная и дискредитирующая[19].

Что касается межнациональных столкновений, то в 2015 году можно выделить случай, произошедший 11 июня 2015 года в Харькове в студенческом городке на Павловом поле, где произошла массовая драка. Около 40 человек, некоторые - в закрытых масками лицах, с битами и ножами, напали на группу студентов, в основном - иностранцев, которые отдыхали возле ночного клуба[2]. В результате пострадали четверо студентов-иорданцев[3].

Других конфликтов отмечено не было, однако, ситуация в стране остается настолько напряженной, что за межнациональный конфликт было принято столкновение летом 2015 года в Закарпатском регионе Мукачево, где проживает русинское и венгерское меньшинство, разгорелся конфликт по переделу власти и бизнеса при участии политической силы «Правый сектор» .

Эти события были восприняты венгерским меньшинством как возможное покушение на их права. Последовало резкое заявление главы кабинета премьер-министра Венгрии Яноша Лазара: «Если венгров на Закарпатье будут обижать и они вынуждены будут бежать, то мы всем поможем и всех примем». При этом официально, по данным переписи 2001 года, венгров проживает в Закарпатье 151,5 тысячи человек, или 12 процентов от общего количества населения. Несмотря на то, что в столице Закарпатья – Ужгороде (Унгваре) – проживает всего 6,9 процента венгров, история города неразрывно связана с тысячелетней историей венгерского народа. В 5 из 13 районов Закарпатья в составе населения насчитывается около трети венгров, в одном – половина, а в Береговском районе – более трех четвертей.

Русинами Закарпатья в 2015 году, а именно Координационным Советом Русинских организаций Закарпатья, было написано обращение к органам власти Украины, Закарпатья, г. Мукачево и к русинским общинам, политическим и общественным кругам в разных странах (США, Канады, Австралии, Румынии, Сербии, Словакии, Чехии, Польши, Венгрии). В обращении русины просили обратить особое внимание на ситуацию, сложившуюся в последнее время в Закарпатской области, при которой складываются все условия возникновения крупного конфликта, в том числе, на межнациональной основе. Такой конфликт, по их словам, в частности, способен привести к геноциду национальных меньшинств, в первую очередь русинов, составляющих большинство жителей области.

В данном обращении русины Закарпатья отметили , что организация «Правый сектор» пытается установить свой незаконный контроль над регионом, также все чаще поступают угрозы физического уничтожения от украинских властей за требования признания и учета интересов русинского меньшинства, наблюдается рост акций, направленных на дискредитацию, гонения, преследования представителей русинской общины Закарпатья[20].

Лидеры и активисты Координационного Совета, других Русинских организаций Закарпатья вызываются на допросы в местные отделения СБУ, прокуратуры, МВД. Их дома подвергаются постоянным обыскам. Местные власти предпринимают попытку отобрать у русинов Центр их общественной деятельности, Русинский дом в городе Мукачево, и передать его в ведение коммерческих структур. На последнее действие русины ответили митингом русинской общественности в городе Мукачево возле памятника русинскому будителю Александру Духновичу 15 августа. В ответ Киевские и местные органы власти пытаются оправдать свои репрессивные действия, в отношении русинской общины Закарпатья, обвиняя якобы русинов и ряд русинских организаций в экстремизме и сепаратизме.

Имели место в 2015 году и публикации в СМИ с предложением рассматривать военный конфликт на Востоке Украины, как межэтнический конфликт русских жителей Донбасса и украинских националистов, так как основные две большие этнические группы Украины - это украинцы и русские[21].

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа