ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом

В России отсутствует дискриминационное законодательство в отношении меньшинств. Тем не менее, можно отметить ряд законотворческих процессов, начатых в последние несколько лет, которые можно охарактеризовать как начало формирования законодательной базы, косвенно направленной против прав отдельных социальных групп населения. Речь идет о законах, принятых в 2013 году - ст. 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), которая подразумевает административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей, а также о Законе "О внесении изменений в ст. 148 Уголовного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан (или Законе "О защите чувств верующих". Проблема состоит не в духе законов, направленных на ограждение детей от информации, которая может нанести им вред, а верующих - от оскорблений, а в размытости формулировок, что на практике может привести к нарушению прав детей - гомосексуалистов, атеистов и пр.

Согласно первому закону, за пропаганду гомосексуализма среди детей гражданин может быть оштрафован на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. Аналогичные действия должностных лиц чреваты штрафом в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а юридические лица заплатят уже от 800 тыс. до 1 млн рублей[1]. Те же действия, совершенные в СМИ или Интернете, влекут за собой более жесткое наказание: для физлиц от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц от 100 до 200 тысяч рублей. Для юридических лиц - 1 миллион рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Под пропагандой понимается распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о равноценности нетрадиционных и традиционных сексуальных отношений либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающих интерес к ним[2]. Размытость данной формулировки закона состоит в том, что она не имеет четкого определения, например, о том, что такое «распространение информации», не раскрывается термин «навязывание информации» и т.д. Все это создает возможности для злоупотреблений в правоприменительной практике, в частности ставит под угрозу просветительские проекты для подростков ЛГБТ.

Помимо указанного федерального закона в РФ действует ряд аналогичных региональных законодательных актов: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Калиниградской, Костромской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Магаданской областях Краснодарском крае.

Закон о защите чувств верующих также отличается крайне расплывчатыми формулировками и фактически дает возможность преследовать за критику деятельности религиозных конфессий либо их непочтительное изображение в искусстве. Например, вводя в закон понятие "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих" (часть 1 ст. 148 УК РФ)[3], закон не раскрывает его содержания, что оставляет возможности для злоупотребления этим законом, особенно в отношении атеистов или предствителей т.н. "нетрадиционных" религий.

Согласно закона, за оскорбление чувств верующих могут присудить штраф до 300 тысяч рублей, до 240 часов обязательных и до года исправительных работ, а также приговорить к лишению свободы на один год. Тех, кто оскорбляет чувства верующих в местах, предназначенных для богослужений и церковных обрядов приговорят к штрафу до 500 тысяч рублей, до 480 часов обязательных работ, до трех лет – принудительных, или до трех лет лишения свободы[4].

В 2016 году в России был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Его автором явилась председатель комитета по безопасности российской Государственной Думы Ирина Яровая. В рамках этого закона были внесены изменения в 12 федеральных законов и кодексов. Все изменения были направлены на совершенствование правового регулирования в сфере противодействия терроризму. Коснулись они и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые, по задумке авторов, также были направлены против использования религии в экстремистских целях.

Изменения предусматривали, в том числе, запрет на осуществление миссионерской деятельности, целью которой является «нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза» и т.д.[5]

Однако в нем не раскрывались многие дефиниции, например такие как "нарушение общественной безопасности", "нанесение ущерба нравственности", а также не указано, каким образом будет определяться, что проповедник занимается, например, гипнозом, а не обычной проповедью, и пр. На этом основании отдельные российские религиозные лидеры, а также правозащитники сделали вывод о том, что данный закон может трактоваться произвольно и служить в дальнейшем основой для злоупотреблений на правоприменительном уровне.

Так, в соответствующем обращении Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России в адрес Президента РФ Владимира Путина, принятом 23 июня 2016 года, говорилось, что законопроект налагает широкий круг ограничений на распространение любых религиозных убеждений, назвав их общим понятием «миссионерская деятельность».

Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) - РОСХВЕ - Сергей Ряховский, выступая 29 июня 2016 г. в Общественной Палате подчеркнул, что предложенные законопроектом меры, связанные с регулированием миссионерской деятельности, «входят в противоречие не только с Конституцией РФ и федеральным законодательством о свободе совести, но и со Священным Писанием, которое обязывает каждого христианина быть миссионером»[6].

27 марта 2019 года глава Якутии Айсен Николаев подписал указ, запрещающий на территории региона брать на работу мигрантов. Запрет не распространялся на представителей государств, входящих в Евразийский экономический союз (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Согласно этому указу, мигранты не могли получить патенты по 33 видам экономической деятельности. Среди прочего им было запрещено заниматься оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей, строительством, курьерскими доставками, а также работать водителями общественного транспорта, таксистами, сотрудниками кафе и ресторанов, заниматься деятельностью в области права, бухгалтерского учёта, архитектуры и инженерно-технического проектирования, в сфере научных исследований и разработок и прочей профессиональной научной и технической деятельностью. Предприятиям давалось три месяца на приведение количества иностранных работников в соответствие с введенным запретом . Впрочем, судя по тому, что никаких скандалов или массового отъезда мигрантов из Якутии не последовало, он в основном остался на бумаге.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа