ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Ксенофобная риторика

Ксенофобная риторика

У польских властей существует почтительное отношение к фигуре Р. Дмовского – активного полонизатора национальных меньшинств и ярого ксенофоба (президент Коморовский в 2013 г. дважды возлагал цветы к его памятнику). Ксенофобские лозунги активно поддерживает партия «Право и Справедливость» (ПиС), националистический электорат в основном голосует за нее.

После нападения на российское посольство в Варшаве, пресс-секретарь правительства Польши Павел Грас 13 ноября 2013 г. в эфире польского радио заявил, что «в нагнетание антирусской атмосферы в стране виновата оппозиция – партия «Право и справедливость», которую возглавляет Ярослав Качиньский, близнец погибшего президента Польша . О том, что именно «ПиС»стояла за беспорядками 11 ноября, 15 ноября, в интервью «Polska The Times» заявил экс-председатель правой партии «Лига польских семей» Роман Гертых, отметивший, что руководство НД – это люди, тесно связанные с «ПиС» .

В ходе слушаний, посвященных высокому уровню антисемитизма в стране, депутат сейма Дорота Артишевска-Милевчик от партии "Право и справедливость" заявила, что польские евреи должны подавать протест в израильский Кнессет, а не в польский Сейм.

Мэр Вроцлава в апреле 2013 г. заявил, что ситуацию с насильственным переселением цыган можно было бы урегулровать, выселив цыган на окраину города.

19 июня 2013 г. лидер карликовой польской ультраправой партии "Объединение Славянских империй" Ян Къелб в интервью центральных ежедневной газете"Rzeczpospolita daily" заявил: "Мы знаем, кто правит Польшей – это евреи, причем – плохие евреи" .

19 мая 2014 г. в интервью программе «Kropce nad i» («Точки над «i») канала TVN24 лидер партии «Конгресс новых правых» Януш Корвин-Микке заявил, что Гитлер мог не знать о Холокосте, поскольку для него уничтожение евреев не было целью. Интервью польского политика опубликовал еженедельник «Do Rzeczy».

Произошедшая в 2015 г. радикальная смена политического ландшафта — президентские и парламентские выборы выиграла оппозиционная партия «Право и справедливость», исповедующая правоконсервативные взгляды, привела к тому, что на высоких постах оказались люди, использующие ксенофобскую риторику. Так, в сентябре 2015 г. Беата Шидло, ставшая новым премьер-министром, заявила, что решение о приеме мигрантов в Польше было принято вопреки соображениям безопасности и общественному мнению. Лидер партии «Право и справедливость” Я.Качинский, формально не занимающий первых постов в государстве, но контролирующий президента и правительство, заявил в октябре 2015 г. на встрече с избирателями, что мигранты — носители опасных вирусов . В январе 2016 г. Б.Шидло, выступая в Европарламенте, заявила, что Польша якобы приняла около 100 тысяч украинских беженцев, и потому не может принять беженцев с Ближнего Востока. Однако, дальнейшем выяснилось, что речь шла не о беженцах, а об экономических мигрантах . В июле 2016 г. министр народного образования АннатЗалевска публично заявила, что не может сказать — кто был виновниками еврейских погромов в Едвабно в 1941 г. (когда полторы тысячи человек были убиты своими соседями) и Кельце в 1946 г., явно стремясь в рамках модной в определенных кругах восточноеврпейского истэблишмента «теории замещения» возложить вину на нацистов или советские спецслужбы.

В августе 2017 года в национальном телевизионном интервью премьер-министра Польши г-жу Б. Шидло спросили о терактах в Испании. Она заявила: «Европа - теперь я цитирую то, что я уже сказал в парламенте, - должна пробудиться от летаргии и начать думать о собственной безопасности. (...) Необходимо встать с колен и встать лицом к лицу с истиной. (...) Многие политики говорят, что миграционная политика не должна быть связана с терроризмом. В некоторых случаях это понятно, когда мы говорим о реальных беженцах. Но результат политики канцлера А. Меркель, которая решила принять стольких беженцев, налицо - многие из тех, кто распространял смерть, выиграли».

Следует отметить, что в ноябре 2017 года власти не осудили расистские лозунги, звучавшие в ходе проведения марша Независимости

В 2018-19 гг. ненавистническая риторика, хотя и сохранялась, но в целом была более умеренной. Однако есть голоса внутри властей и вне пределов правящей партии, призывающие к усилению реакции на расизм, ксенофобию и радикальный национализм. Так, в январе 2018 года польский омбудсмен А. Боднар заявил, что за последние два года политическая реакция правительственных чиновников на растущую проблему преступлений на почве ненависти практически не наблюдалась.

Аналогично, проф. Р. Панковски (The Never Again Association) указывает, что политическая элита подпитывается предрассудками. Как справедливо указано в Европейском докладе об исламофобии 2018 года: «В Польше нет номинальной правой политической партии, а есть консервативная правящая партия, которая тем не менее допускает распространение в государственных институтах недвусмысленного негативного образа ислама. Государственные средства массовой информации, похоже, тщательно выбирают своих гостей, которые распространяют стереотипное изображение мусульман как «насильников», «террористов», «джихадистов», «сексистов», «нецивилизованных», «двуличных», и вообще «угрозой» европейским и христианским ценностям».

Подобные взгляды высказывают и многие журналисты. Например, М. Проньчук, представляющий известный портал www.oko.press сказал, что правящая партия Prawo i Sprawiedliwość («Закон и справедливость») сделала больше невозможного - она убедила граждан страны, где иностранцы составляют 0,3% общества, что «другие», прежде всего иностранцы, представляют для них смертельную опасность». Автор статьи отмечает, что с 2015 года PIS начали кампанию страха перед беженцами. Это также позволило легализовать националистические и расистские речи ненависти. Этот журналист также подчеркивает, что новый вице-министр по гуманитарной помощи и беженцам г-жа Б. Кемпа боится беженцев. Так, в феврале 2019 года она сказала, что "правительство не собирается подвергать поляков опасности, как это сделали другие страны ЕС, когда они открывали границы и, следовательно, имели проблемы с терроризмом".

Другой журналист М. Мазуй («Политика», ведущий польский еженедельник) указывает, что польское правительство остается равнодушным, когда дело касается оценки как насилия против «арабов», так и идей оказания помощи иммигрантам.

Эй-Джей Дудек (www.oko.press) утверждает, что негативное отношение к мусульманам обусловлено тремя факторами: страхом перед террористическими нападениями в Европе, приравниванием мусульман к террористам и радикальной мигрантофобией польского правительства, которое транслируется правыми СМИ.

Заместитель Омбудсмена г-жа С. Спорак также отмечает, что преступления на почве ненависти, по-видимому, недооцениваются властями. Между тем число насильственных преступлений на почве ненависти увеличилось.

Что касается отношения властей Польши к расизму и ксенофобии, следует упомянуть официальное заявление заместителя министра юстиции г-на Э. Пьебяка (E. Piebiak). В декабре 2016 года группа депутатов представила письменный запрос о содействии фашизму путем распространения календарей с изображением футбольных болельщиков местной команды из неонацистской неформальной группы «Белая гордость», которая выступает против биологического смешения человеческих рас, в начальной школе. Согласно его ответу, единственной целью встречи, в ходе которой были вручены календари ученикам, было содействие спорту. Министр Пьебяк заявил по поводу группы «Белая гордость»: «С одной стороны, некоторые круги могут ассоциироваться с неофашистами, но, с другой стороны, есть и другие коннотации (кельтский крест - религиозный символ)».

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа