ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Антидискриминационное законодательство

Антидискриминационное законодательство

В Нидерландах существует развитое антидискриминационное и антитеррористическое законодательство. Статья 1 Конституции Нидерландов запрещает дискриминацию. В ней говорится, что люди должны обладать равными правами. При этом она разрешает компенсационную дискриминацию, а именно прием на работу с намеренным предоставлением преимуществ традиционно дискриминируемым группам. Это право является абсолютным и не может быть ограничено законом.

Статья 3 гласит, что любой гражданин без ограничений может быть избран на любую государственную должность. Статья 7 Конституции гарантирует свободу слова, при запрете ее использования для разжигания ненависти. Так например, любая цензура в стране запрещена. Тем не менее, процессуальный закон может другим способом ограничить это право, например, закон определяет точное содержание СМИ, которое является преступлением в соответствии с действующим уголовным законодательством.

Закон о муниципальных антидискриминационных службах гарантирует, что каждый человек имеет возможность сообщить о предполагаемом факте дискриминации по своему месту проживания, и получить помощь и консультации от антидискриминационной службы. Существует Нидерландский институт по правам человека (NIHR), который является квази-судебным органом, собирающий сведения о дискриминации, расследующий случаи возможной системной дискриминации, представляющий свои отчеты и рекомендации правительству . На муниципальном уровне действуют антидискриминационные бюро, чья деятельность регулируется специальным законом. Бюро существуют во всех 393 муниципалитетах Нидерландов[1] .

С 1 июня 2011 г. в случае если насильственное преступление было связано с дискриминацией, полагающееся наказание удваивается. При прокуратуре существует Экспертный центр по национальной дискриминации (LECD-OM)[2] . Также прокуратура регистрирует все поступающие сведения о преступлениях на почве ненависти в рамках интегрированной базы данных уголовных дел (GPS). В каждой из 11 региональных отделений прокуратуры в Нидерландах есть специальный прокурор, занимающийся делами о преступлениях на почве ненависти[3].

Национальная программа действий по борьбе с дискриминацией, которая была начата в 2016 году, включает в себя поощрение разнообразия на рынке труда в качестве одной из четырех основных отправных точек. Поставленные цели не включают жесткую квоту, но направлены на стимулирование широкой, общей политики как государственных, так и частных работодателей для улучшения разнообразия. Однако по сей день Нидерланды не ратифицировали Конвенцию о трудящихся-мигрантах, которая может обеспечить осуществление Национальной программы действий в этой области. Страна по-прежнему решительно выступает против тезиса о том, что между иностранцами и жителями, имеющими законные права, нет никакой разницы.[4]

В 2015 г. было существенно ужесточено антитеррористическое законодательство, которое предусматривает, в частности, прекращение социальных выплат и пособий всем «джихад-туристам», а также маркировку паспортов всех подозреваемых в связях с исламистами с целью предотвращения их поездок в зоны конфликтов. Такие подозреваемые автоматически включаются в "национальный список терроризма"[5], им блокируются все подозрительные финансовые поступления на банковские счета и т.д. Новый закон, как считается, будет также влиять на сокращение числа женщин, которые отправляются в Сирию и Ирак для того, чтобы выйти замуж за джихадистов. Данные меры были приняты после того, как стало известно, что более 200 голландских граждан присоединились к террористическим формированиям в Сирии и Ираке[6].

Законодательные меры по борьбе с терроризмом также включают в себя две поправки к Закону о гражданстве Нидерландов; первая отменяет индивидуальное гражданство для людей, которые были осуждены за совершение террористического преступления; вторая предусматривает возможность аннулирования голландского гражданства в интересах национальной безопасности тем лицам, в отношении которых имеются данные об их участии или поддержке террористической деятельности[7]. Закон также распространяет эти меры даже на тех религиозных деятелей, которые сами не участвуют в открытой противоправной деятельности, но заставляют своих учеников проповедовать экстремистские взгляды. Иностранные религиозные деятели подлежат в таких случаях депортации из страны[8]. По данным Национального координатора по безопасности и борьбе с терроризмом, в стране в 2015 году проживало 23 исламских радикальных религиозных проповедника[9]. Тем не менее, закон работает не в полную силу, поскольку, как сообщает Министерство безопасности и юстиции, существуют серьезные законодательные ограничения, не позволяющие включать в список подозреваемых в терроризме с последующим ущемлением в правах лиц, которые не были осуждены судом за совершение преступлений[10].

В соответствии с новым антитеррористическим законодательством, подозреваемые джихадисты и известные иностранные боевики, которые вернулись в Нидерланды из зон конфликтов обязаны ежедневно являться в полицию для проверки[11]. Кроме того, новые законы пытаются остановить распространение экстремизма онлайн с помощью таргетинга интернет-провайдеров, которые предоставляют террористическим группам технические возможности для распространения джихад-пропаганды. Специалист подразделения в рамках Национальной полиции будет работать с интернет-провайдерами с целью закрытия таких сайтов и вычисления преступников. в социальных сетях и информировать о них прокуратуру.

Параллельно с этими законодательными изменениями в области иммиграции и безопасности, голландское правительство активно работает с целью повышения безопасности и укрепления правового положения представителей ЛГБТ-сообщества. В последние годы в стране были приняты Закон о трансгендерах и Закон о лесбийских родительских правах, которые не только усиливают защищенность представителей сексменьшинств и однополых пар в том числе при процедуре усыновления, но предоставляет больше возможностей таким лицам при ходжатайствах о предоставлении убежища[12]. 1 августа 2015 года министр безопасности и юстиции плыл со своей собственной лодке по каналу во время парада Amsterdam Gay Pride. По данным сайта Министерства, его участие в Canal Parade, "подчеркнуло важность борьбы с насилием на почве гомофобии и борьбы с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности"[13].

17 мая Палата представителей Нидерландов (Tweede Kamer) приняла проект Временного закона об административных мерах по борьбе с терроризмом, представленный министерством безопасности и юстиции (MSJ). Законопроект ограничивает свободу передвижения лиц, представляющих угрозу национальной безопасности, и тем, кто намерен присоединиться к террористическим группировкам или оказать им финансовую поддержку[14] . Он также касается и лиц, которые возвращаются из мест боевых действий (в Сирии, Ираке, Афганистане и т.д.), но которые ранее не подвергались уголовному преследованию, а также лиц, которые не покидали территорию Нидерландов, но, по мнению спецслужб, «сильно радикализированы и готовы применить насилие»[15]. При этом правительство имеет полномочия запретить отдельным лицам покидать Нидерланды, если существуют «обоснованные подозрения», что они планируют покинуть Шенгенскую зону, чтобы присоединиться к террористической организации».

24 мая 2016 года Палата представителей Нидерландов приняла вторую часть законопроекта по борьбе с терроризмом, также представленного министерством безопасности и юстиции. Новый документ требует внесения поправок в Закон о гражданстве Нидерландов, что позволит правительству отзывать голландское гражданство без предварительного обвинения у тех граждан, которые вступают в террористические организации за рубежом.

По словам министерства, «возвращение в Нидерланды джихадистов может представлять собой прямую угрозу национальной безопасности», и в таких случаях необходимо быстрое реагирование с тем, чтобы такие люди не смогли вернуться в Нидерланды. В законодательстве о внесении поправок говорится, что министр юстиции и безопасности может потребовать аннулирования голландского гражданства лица, достигшего 16-летнего возраста, добровольно входящего в вооруженные силы государства, участвующего в боевых действиях против Королевства Нидерландов, или против альянсов, в которые входит Королевство.

Министр может также аннулировать гражданство лица в возрасте не моложе 16 лет и находящегося за пределами Королевства, если станет известно, что он или она присоединились к организации, которая находится в списке террористических организаций, участвующих в национальных или международных вооруженных конфликтах, и считающихся угрозой национальной безопасности. Кроме того, в законопроекте предусматривается, что джихадисты должны быть объявлены нежелательными иностранцами после того, как их гражданство будет аннулировано.

Две новые меры по снятию гражданства и объявлению иностранца нежелательным лицом дополняют существующие формы борьбы с терроризмом и препятствуют законному возвращению таких лиц в Нидерланды и в Шенгенскую зону. Однако отмена голландского гражданства будет невозможна, если человек, таким образом, станет апатридом: это противоречит международным конвенциям, к которым присоединилось Королевство. Таким образом, возможность отмены гражданства в практическом смысле ограничивается лицами с двойным гражданством[16].

Очевидно, что такие меры будут иметь двойной эффект. С одной стороны, они частично решат глобальную проблему возвращения джихадистов в страны своего гражданства (а эта проблема актуальна не только для Голландии, но и для большинства других стран мониторинга), но с другой, приведут к дальнейшей поляризации общества по религиозному и этническому принципу. Кроме того, не исключены ошибки, и отдельные граждане могут пострадать абсолютно случайно. Отсутствие же судебной процедуры лишения гражданства фактически делает их заложниками возможного произвола органов исполнительной власти. Также вопросы правозащитников вызывает моральная сторона вопроса, поскольку террористы, вытесненные из голландского общества, но оставленные на свободе, продолжат совершать преступления за границей.

В 2017-2021 гг. никаких изменений в антидискриминационном законодательстве не происходило.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа