ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Соблюдение законодательства, уголовные дела, приговоры судов

Соблюдение законодательства, уголовные дела, приговоры судов

Верховный суд Нидерландов

Важным критерием оценки правоприменительной практики является способность власти выстроить эффективную инфраструктуру для противодействия дискриминации и преступлениям на почве ненависти - от механизма сбора информации до принятия полицейских мер или мер судебной защиты. По этим параметрам Нидерланды достигла существенного прогресса. В стране существует двухступенчатая система, позволяющая осуществлять максимально широкий охват населения страны. Непосредственно с населением работает сеть антидискриминационных бюро, осуществляющих свою деятельность в каждом из 393 муниципалитетов страны. В их деятельности им помогает Национальный институт прав человека (НИПЧ), который не является государственной организацией, но его экспертиза принимается судами. Каждый человек может обратиться в свое бюро по месту жительства с жалобой или за консультацией.

В случае если совершено преступление на почве ненависти, то пострадавший обращается в полицию. Вся полицейская информация стекается в специальную службу Общественного прокурора, имеющую свои отделения во всех 11 региональных округах Нидерландов. Именно Общественный прокурор определяет, является ли то или иное деяние преступлением на почве ненависти, после чего он принимает решение о возбуждении уголовного дела. Принять решение ему помогает специальный Национальный центр экспертизы по вопросам дискриминации.

Таким образом, все случаи дискриминации делятся уже на первом этапе на преступления ненависти и обычные инциденты или административные правонарушения, связанные с дискриминацией. При этом каждый житель Голландии знает, куда он может обратиться (в том числе анонимно) по данному вопросу в собственном муниципалитете. Многоступенчатая система разгружает правоохранительные органы от ненужной работы, отсекая все, что не связано с преступлениями ненависти, однако при этом не нарушаются права граждан, которые получают бесплатные консультации в антидискриминационных бюро, имеют возможность обратиться за бесплатной экспертизой в НИПЧ и защищать свои интересы в административном суде, четко понимая перспективы своего дела.

Количество зафиксированных преступлений ненависти и случаев дискриминации выросло с 6'186 в 2013 г. до 9'174 в 2014 г .[1] Однако, в большинстве случаев речь идет о множестве жалоб на одно и то же событие, вроде резонансных заявлений Герта Вилдерса. При этом, из 1'600 случаев дискриминации, сообщенных в полицию в 2013 году, уголовные дела были возбуждены в 83 случаях[2] . В 2014 г. было возбуждено уже 85 разбирательств, в 2015 — 105[3].

В рамках национальной полиции в 2015 г. было организовано специальное подразделение по работе с Интернет-провайдерами с целью преследования преступлений ненависти в Интернете .

16 марта 2015 г. полиция и муниципалитет Твенте помешали проведению концерта немецкой неонацистской группы Kategorie C, известный как "Hungrige Wolfe" (голодные волки)[4] .

Был принят ряд мер против радикальных исламистов. Власти получили право депортировать зарубежных радикальных проповедников. Подозреваемые джихадисты и боевики, вернувшиеся из Сирии должны ежедневно отмечаться в полиции . При этом сам салафизм не запрещен в Нидерландах.

Тем не менее, по данным доклада, который был представлен в Комитет ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации со стороны независимой голландской комиссии по обеспечению равных прав, голландское правительство не приложило достаточно усилий в предотвращении дискриминации в отношении этнических и религиозных меньшинств. Кроме того, не хватает конкретных мер, направленных на борьбу с предрассудками и стереотипами[5] . Голландским властям не хватает политической воли для устранения нарушений прав человека, которые находятся вне внимания средств массовой информации.

Голландские правоохранительные органы часто сталкиваются с проблемой проведения разграничительной черты между соблюдением свободы слова и ее использованием для разжигания ненависти. Так, лидер ультраправой Партии Свободы Герт Вилдерс, регулярно находясь под судом, регулярно же оказывается оправдан. Как заявил еще в 2011 г. судья Марсель ван Остен, заявления Вилдерса являются "грубыми и очерненяющими", но, поскольку они якобы не порождают насилия в отношении мусульман, то приемлемы в качестве составной части голландской культуры дебатов[6] . В конце 2015 г. суд оправдал мусульманского рэпера Исмаэля Хулича, который оскорблял евреев и ЛГБТ, поскольку он таким образом обеспечивал свое художественное самовыражение[7].

Что касается судебных приговоров то вот некоторые из них, сведения о которых удалось обнаружить в СМИ. Суд Роттердама в январе 2015 г. приговорил мужчину к четырем годам тюрьмы за подготовку террористического преступления[8] . Женщина была приговорена 6 месяцев тюрьмы за финансовую поддержку исламского джихада[9]. В марте 2015 г. были оштрафованы на 350 евро каждый три человека, разместившими в соцсетях снимок с расистскими комментариями, посвященными голландскому футболу[10].

В январе 2015 года в стране было впервые возбуждено уголовное дело в отношении целого ряда пользователей социальной сети Facebook, которые опубликовали антиисламские посты, в частности призывы поджигать мечети[11]. Тем не менее, дело было возбуждено по самой легкой статье: прокурор счел не доказанными призывы к поджогам мечетей. А менеджер голландского ФБ, допустивший публикацию провокационных постов, вообще не был привлечен к уголовной ответственности, поскольку он снял эти материалы после первого же запроса полиции.

Интересно, что в 2015 году общественный прокурор Нидерландов из 15'000 зарегистрированных заявлений о насилии на почве ненависти дал ход лишь 105 разбирательствам (0,7%).[12] Это всего на 20 случаев больше, чем в 2014 году.

В 2017 году 3'499 случаев дискриминации были зарегистрированы в полиции в Нидерландах (сокращение на 20 процентов по сравнению с 2016 годом).[13] Снижение особенно заметно в полицейских участках Амстердама, Midden-Nederland и Oost-Nederland. Было зарегистрировано 1450 случаев дискриминации по признаку происхождения. В более чем одной трети из этих случаев дискриминация была связана с цветом кожи жертвы. Только более четверти случаев касались дискриминации по признаку сексуальных предпочтений жертвы. Число случаев дискриминации в 2017 г. включало 162 исламофобских и 284 случая антисемитизма.[14]

Что касается рома, то в 2017 году не было зафиксировано случаев дискриминации. Следует отметить, что цыгане, которые живут в лагерях для прицепов (а также другие путешественники), получают особое внимание со стороны местных властей, хотя ранее поступали жалобы на дискриминацию этой группы населения.[15]

В мае 2017 г. голландский суд осудил 20 человек за проявления сексуальной и расистской онлайновой ненависти, направленной против черного политика и публичной личности Сильвана Саймонса. Суд сообщил, что он сосредоточился на преследовании тех, кто сделал худшие комментарии в Интернете и чья личность могла быть установлена. «Свобода мнений велика, особенно если она вписывается в социальные дебаты», - говорится в заявлении суда. «Но когда это мнение является оскорблением, угрозой, беспорядком или дискриминацией, то это есть уголовное преступление». [16]

В октябре 2017 года начался судебный процесс о распространении языка ненависти против лидера праворадикалов Герта Вилдерса. Дело касается заявлений, которые Вилдерс сделал о марокканцах во время агитации в Гааге в 2014 году. Вилдерс сказал, что Гаага должна быть городом с меньшим количеством проблем и, если возможно, меньшим числом марокканцев. Лидер Партии Свободы (PVV) также спросил аудиторию, перед которой он выступал, хотят ли они больше или меньше марокканцев в Гааге и Нидерландах, на что они ответили, повторяя «все меньше, меньше и меньше». Вилдерс сказал, что он это устроит. Суд счел это наказуемым преступлением. 9 декабря 2016 года Вилдерс был признан виновным в оскорблении группы людей и разжигании дискриминации. Однако, суд не дал ему никаких наказаний, заявив, что сам вердикт - это уже наказание.[17]

В 2017 году было предпринято несколько важных шагов для усиления практики антидискриминации. Самые важные из них приведены ниже:[18]

  • Полиция приняла кодекс для предотвращения этнического профилирования, который включает в себя профессиональный стандарт и руководство, как действовать в ситуациях, когда они должны остановить граждан от совершения противоправного действия.
  • Особое внимание уделяется противодействию антисемитизму в Национальной программе действий по борьбе с дискриминацией. Образование по истории Холокоста является частью школьных учебных программ.
  • Парламент представил поправки с разъяснением дискриминации по признаку пола к Закону о равном обращении, после чего он будет включать в себя физические сексуальные характеристики, гендерную идентичность и гендерное выражение.[19]
  • Между прокуратурой, полицией и антидискриминационными организациями был заключен договор о содействии сотрудничеству в области свободы выражения мнений. В частности, была начата кампания по информированию общественности о ненависти в Интернете. Кроме того, была создана независимая «горячая линия» в отношении высказываний в защиту ненависти в Интернете, а правительство начало широкую антидискриминационную кампанию против распространения ненависти он-лайн.

1 января 2019 года вступили в силу новые директивы Государственной прокуратуры по вопросам дискриминации, в которых акцент делается на расследовании абсолютно всех правонарушений, имеющих дискриминационный аспект, а не на исключительно дискриминационные акты, такие как групповые оскорбления или подстрекательство к ненависти, дискриминации и насилию. Гендерная идентичность недавно была добавлена в качестве аспекта дискриминации, на основании которого можно требовать ужесточения наказания.

По данным Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН), в 2018 году в Нидерландах были достигнуты четыре заметных улучшения: в области прав ЛГБТИ, гражданского образования, политики интеграции и традиционных лагерей рома. Первое улучшение касается Меморандума об эмансипации 2018 года, который предусматривает конкретные меры по эмансипации и поощрению социального обеспечения и признания ЛГБТИ. Второе касается общенациональной антидискриминационной кампании 2018 года, которая включает общественные мероприятия, такие как празднование отмены рабства, и образовательные меры по поощрению терпимости и равенства в школах в качестве обязательного элемента гражданского воспитания. Третье улучшение связано с расширением интеграционной политики на национальном уровне, что привело к активизации помощи иммигрантам и беженцам в нидерландских муниципалитетах. Четвертое улучшение определяется как "прекращение национальной политики сокращения числа традиционных лагерей рома". В нем содержится ссылка на Руководство по борьбе с дискриминацией в 2018 году, которое включает специальный раздел, посвященный политике в отношении лагерей для лиц, ведущих кочевой образ жизни.

Национальная контртеррористическая стратегия Нидерландов на 2016-2020 годы предусматривает меры по укреплению общин, повышению устойчивости к радикализации и предотвращению финансирования терроризма. В стратегии определены пять направлений деятельности и областей для принятия мер:

  1. Получение (т.е. своевременный сбор и анализ разведывательных данных о [потенциальных] угрозах национальной безопасности Нидерландов и национальным интересам за рубежом).
  2. Предотвращение и пресечение экстремизма и пресечение террористических нападений до того, как они произойдут).
  3. Защита людей, собственности и жизненно важных процессов от экстремистских и террористических угроз, как в физической, так и в виртуальной сфере.
  4. Оптимальная подготовка к экстремистскому и террористическому насилию и его последствиям.
  5. Преследование (т.е. обеспечение соблюдения закона перед лицом экстремизма и терроризма). В стратегии приоритетное внимание уделяется предупреждению. С этой целью правительство выбрало местный междисциплинарный подход к профилактике и разрабатывает индивидуальные планы действий по борьбе с подозрениями в радикализации.

Террористы проходят через процесс радикализации, прежде чем перейти к насилию. Учителя и работники по работе с молодежью пытаются осознать это и, если необходимо, сообщают о своих подозрениях в полицию и органы уголовного правосудия. Сотрудники общинной полиции являются краеугольным камнем местного подхода к профилактике. К числу других заинтересованных сторон относятся местные органы власти при поддержке Управления национального координатора по безопасности и борьбе с терроризмом, прокуратуры, социальных работников, служб защиты детей, педагогов и общинных лидеров. В рамках этого подхода приоритетное внимание уделяется использованию превентивных мер, включая наставничество, консультирование, доступ к программам профессионально-технической подготовки и другим социальным услугам. Аналогичные программы направлены на реабилитацию бывших террористов. Для борьбы с сообщениями о терроризме местные органы власти работают с общинными и религиозными лидерами в целях укрепления альтернативных и более авторитетных мнений.

__________________________

[3] See: Amnesty International, The Netherlands, Police Oversight, Police and Human Rights Programme –SHORT Paper Series No. 2 (2015)
[12] See: Amnesty International, The Netherlands, Police Oversight, Police and Human Rights Programme – Short Paper Series No. 2 (2015).

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа