В последние годы становится все более очевидным, что Нидерланды теряют образ самой толерантной страны Европы. Коллапс интеграционной политики голландского правительства, рост числа мигрантов, не готовых к ассимиляционной модели интеграции, усиление непременно сопровождающего этот процесс влияния исламистских салафитских группировок, с одной стороны, и праворадикальных сил, с другой, - все это привело к росту этнической и религиозной нетерпимости, прежде всего исламофобии и антисемитизма (в том числе отрицания Холокоста). Причем, в отличие от Германии, антисемитские настроения распространены, в основном, среди мусульманского населения страны.[1]На этой волне понятным становится электоральный успех праворадикальной Партии свободы Г. Вилдерса.
В последние годы власти Нидерландов уделяют большое внимание борьбе с исламским терроризмом. И здесь достигнут определенный прогресс - принятые антиэкстремистские законы реально содействовали усилению безопасности государства с точки зрения противодействия джихадизму.[2]Однако, правительство Нидерландов не справилось с не менее важной проблемой - с проблемой языка ненависти, а также с такой многослойной проблемой как дискриминация иммигрантов и беженцев из стран Азии и Африки. Кроме того, в ходе расследования после смерти 42-летнего Аруби Митч Энрикеса, который был избит и задушен до смерти сотрудниками голландской полиции в Гааге, были выявлены глубокие корни проблемы институционального расизма в голландской полиции.[3]
Для того, чтобы преодолеть данные тревожные тенденции, необходимо предпринять ряд неотложных мер:
- Необходимо внести изменения в законодательство Нидерландов, которые сориентировали бы его не только на защиту общих прав человека, но и на защиту прав конкретных групп населения. Требуется четко провести границу между свободой слова и ее злоупотреблением, наказывая тех, кто перешел эту границу.
- Нужно возродить существовавшие раньше масштабные интеграционные программы. Одновременно необходима четкая просветительская работа с рядом программ охватывающих прежде всего молодежь и детей, как наиболее восприимчивую часть населения, разбивающая ксенофобские мифы. Важно возродить формальный диалог между государством и зонтичными организациями общин национальных и религиозных меньшинств. Сегодня такой диалог прекращен по инициативе правительства и нет никакого сомнения, что образовавшимся вакуумом воспользуются радикальные силы, что мы можем наблюдать по опыту таких стран как Франция, Бельгия и Германия.
- Правительству следует включить цвет кожи, язык, национальное или этническое происхождение в свое уголовное законодательство в качестве отдельных признаков дискриминации.
- Правительству следует прямо предусмотреть в Уголовном кодексе, что расистская мотивация является отягчающим обстоятельством при совершении любого обычного преступления.
- Для предупреждения радикализации мусульманской общины необходимо сотрудничество с ее лидерами вкупе с жесткими наказаниями лицам, проповедующим ненависть. Правоохранительным органам должны быть предоставлены необходимые ресурсы для противодействия терроризму. Одновременно они должны быть очищены от лиц, исповедующих ксенофобские взгляды. Необходимо предпринять неотложные меры для искоренения институционального расизма в органах власти Нидерландов, прежде всего, в полиции.
- В Закон о равном обращении следует внести поправки, чтобы уточнить правовой статус иммигрантов и беженцев. Правительству следует стремиться к гуманной, эффективной политике в области миграции и интеграции как на национальном, так и на уровне ЕС, политике, что улучшит возможности для вновь прибывших и будет способствовать их интеграции в общество.
Возврат к списку