ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Радикальные группировки и политические партии

Радикальные группировки и политические партии

Лидер Партии свободы Герт Вилдерс.

Основная ультраправая партия в Нидерландах — Партия свободы, созданная в 2006 г. политиком Гертом Вилдерсом. «Партия Свободы» строит свою пропаганду вокруг опасности, исходящей от «чужих» (иммигрантов, беженцев), ставящих под угрозу гомогенность Нидерландов. Для привлечения и удержания избирателей эта угроза должна актуализироваться снова и снова . Партия Свободы требует закрыть границы, избавиться от политической корректности, ввести административное задержание, остановить иммиграцию из мусульманских стран.[1]

Одновременно Вилдерс все чаще старается позиционировать себя в качестве юдофила, защитника прав женщин, сосредоточившись на исламофобии и мигрантофобии. Поэтому наряду с традиционными лозунгами о «низшей исламской культуре"; "мусульманском вторжении"; "цунами исламского тестостерона» и т.д., он все чаще обращается к женской, еврейской и гомосексуальной аудитории, представляя себя в качестве защитника европейских либеральных ценностей[2] . Партия пользуется популярностью — обладает третьей по величине фракцией в парламенте, представлена в Европарламенте (там она входит в объединение «Европейский альянс за свободу»). Есть все основания полагать, что она одержит победу на парламентских выборах 2017 года.

На международной арене, Вилдерс явно выступает с позиций евроскептицизма. Во время своей кампании по выборам в ЕС, он вырезал символическую звезду из голландского флага ЕС, чтобы продемонстрировать свое желание вывести Нидерланды из ЕС. "Мы не хотим, Брюссель, мы не хотим ЕС", сказал он, "и я возьму эту звезду обратно в Нидерланды, чтобы отдать ее голландскому народу, для того, чтобы показать, что мы нам не нужен этот европейский флаг и что мы гордимся нашим собственным голландским флагом".[3]

Второй по численности и влиятельности радикальной партией является партия "Форум за демократию" - национально-консервативная политическая партия евроскептиков, получившая 2 места в парламенте на выборах 2017 года.

Существует также партия «Союз голландского народа», выступающая за реабилитацию нацистских коллаборационистов. Однако ее численность минимальна.

Также в стране действуют неонацистские группы Autonoom Nationaal Socialistische Actie, Verenigd Nederlands Arisch Broederschap, Stormfront, Identitait Verzet представляющие собой конфедерацию слабо связанных между собой ячеек .Кроме того, в Нидерландах существует сеть конспиративных квартир и людей, которые помогают нацистам из Германии, скрыться от голландской и немецкой полиции.

Анализ деятельности праворадикальных партий Нидерландов в 2019-21 гг. показывает, что правые группы состоят из лиц и групп, которые (тайно) совершают насильственные и ненасильственные действия, основанные на одной из следующих идей: ненависть к иностранцам, ненависть к чужой культуре и ультранационализм. Правые группы отличаются разнообразием, фрагментарностью и часто пересекаются с другими группами (например, группы по интересам фермеров или футбольные хулиганы).

Согласно последним исследованиям, голландские правые экстремисты сосредоточены, прежде всего, на капитализации текущих социальных тенденций , организуя анти- истеблишментные и антиковидные демонстрации, а также содействуя контрреагированию на антирасистские демонстрации (как, например, Black Lives Matter). Несколько раз это приводило к (угрозам) насильственным действиям, в ходе которых публиковались и посещались домашние адреса антирасистских активистов, или в ходе которых протестующих против скрытого расизма например таких праздников, как "Черный Пит" осаждали правые экстремисты, к которым иногда присоединялись группы футбольных хулиганов.

В дополнение к этим группам, использующим недемократические средства для достижения недемократических целей, стоит упомянуть голландское правое altright движение Эркенбранд. которое пытается продвигать свою недемократическую политическую повестку дня, не нарушая явным образом никаких законов. Однако проблемы безопасности, связанные с правым экстремизмом, в первую очередь касаются т.н. "одиноких волков", которые радикализовались в Интернете и чьи террористические намерения могут остаться незамеченными правоохранительными органами. Общественные беспорядки и тревоги, связанные с пандемией, могут усилить воспринимаемую угрозу личным и групповым интересам и ускорить процесс насильственной радикализации.

Начиная с 2018 года, кроме правого экстремизма определенную озабоченность в Нидерландах стал вызывать также и исламистский экстремизм. Этот экстремизм вдохновляется джихадизмом, экстремистской идеологией с прославлением насильственного джихада (священной войны). Голландское джихадистское движение относительно скрыто от общественной жизни. Это объясняется организационными и идеологическими разногласиями, а также отсутствием иерархии и лидерства в обществе.

Помимо джихадизма существуют и другие формы экстремизма, где сторонники используют свои религиозные убеждения для оправдания своей деятельности по поддержанию демократии. Это относится к салафизму, который означает буквальное возвращение к "чистому исламу" первых дней существования религии. Салафитские имамы обычно принадлежат к молодому поколению проповедников, часто рожденных в Нидерландах, которые получили внеклассное образование от старшего поколения радикальных салафитов. Некоторые из них затем отправились в регион Персидского залива для изучения религии.

Салафиты занимаются образовательной и политической деятельностью. В некоторых школах учителя-салафиты предоставляют детям внеклассное образование (по исламу и арабскому языку). Одна из школ, Лицей Корнелиус Хага в Амстердаме, была исключена из государственного финансирования в 2019 году после слухов о том, что один из членов совета директоров был обвинен в демонстрации поддержки ISIS в социальных сетях. Политические салафиты активно работают в организации Stichting Muslim Rights Watch Nederland (MRWN), которая действует в качестве "сторожевого пса для исламской общины". Эта организация публично поддержала уволенного директора средней школы Корнелиус Хага Лицей (КХЛ) в Амстердаме, а также целый ряд подобных ему, например "имама ненависти" мечети Ас-Сонна в Гааге.

Озабоченность в плане безопасности в первую очередь связана с иностранными боевиками, а именно с голландскими гражданами, которые с джихадистскими намерениями отправились в зону джихадистского конфликта, в отношении которых было установлено, что они попали в зону конфликта, участвовали в боевых действиях или иных преступлениях, и которые теперь возвращаются в Нидерланды. Сюда также относятся джихадисты, которые прибыли в зону конфликта из других мест, а затем прибыли из зоны конфликта в Нидерланды.

В 2019 году около пяти человек голландского происхождения вернулись из зоны конфликта в Сирии и Ираке в Нидерланды или другую западноевропейскую страну. Однако, по данным на начало 2020 года около 120 джихадистов голландского происхождения все еще находились в Сирии и Ираке. Это число не включает несовершеннолетних голландского происхождения в данном районе. По каждому репатрианту власти оценивают, какую угрозу они представляют. Возвращающиеся лица имеют более высокий профиль угрозы, чем джихадисты, которые не совершали поездок в район конфликта. В основном это касается мужчин, поскольку они часто проходили боевую подготовку и подготовку по взрывчатым веществам, имели боевой опыт и сеть международных джихадистских контактов.

_________________________

[2] De Koster, W., Achterberg, P., Van der Waal, J., Van Bohemen, S., & Kemmers, R. (2014). Progressiveness and the new right: The electoral relevance of culturally progressive values in the Netherlands. West European Politics, 37(3), 584-604.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа