ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Отношение к меньшинствам

Отношение к меньшинствам

По данным государственного управления Статистического управления Нидерландов (CBS), население Нидерландов составляет 17,2 миллиона официально зарегистрированных жителей. Примерно десять процентов из 220 тысяч человек, которые иммигрировали в Нидерланды в 2017 году, имели голландский паспорт во время регистрации. Новые жители Нидерландов прибыли из не менее чем 190 стран мира, хотя CBS объединила все 8 тысяч человек из стран бывшего Советского Союза в одну статистику. Сюда входят, например, люди из России, а также из Эстонии и Латвии. Из оставшихся 198 тысяч иммигрантов около 22 тысяч прибыло из Польши, как и в 2016 году, из Сирии прибыло 16 тысяч, что означало падение на 37 процентов по сравнению с 2016 годом, а еще 10 тысяч имели немецкое тгражданство, прирост составил восемь процентов. Наблюдалось также значительное увеличение числа зарегистрированных зарегистрированных жителей с болгарскими и румынскими паспортами, в то время как число иммигрантов из Афганистана, Ирана и Ирака сократилось.

Большие нарекания вызывает положение имигрнатов и беженцев в стране. Законопроект о внесении изменений в правила задержания иммигрантов находится на рассмотрении с конца 2017 года. Тем не менее в нем были внесены незначительные улучшения, касающиеся содержания беженцев: режим содержания под стражей оставался бы «тюремным» с точки зрения условий содержания и использования дисциплинарных мер, включая изоляцию и использование наручников.

Несмотря на ухудшение ситуации в области безопасности в Афганистане, в 2017 году Нидерланды продолжали насильственно возвращать просителей убежища из Афганистана, включая семьи с детьми, ссылаясь на то, что Афганистан внесен в список "безопасных стран".

Экспертные исследования отмечают существенный рост ксенофобии, как со строны «коренного» населения, так и «ответной» - среди некоренного, прежде всего мусульманского, меньшинства. В 2015 году 35% жителей Нидерландов заявили, что не любят мусульман.

Строгая иммиграционная политика, ксенофобские высказывания политиков и неблагоприятные сообщения СМИ об «иностранцах» способствуют усилению мигрантофобии в Нидерландах[1]. Начиная с 2010 г. значительная часть населения рассматривает именно мусульманских иммигрантов в качестве основной причины социальных проблем, преступности, ухудшения социальных услуг и т.д.[2] По данным опросов, только 20% голландских респондентов считает, что конвенция ООН по делам беженцев должна исполняться в полном объеме, позволяя беженцам селиться в Европе. 52% считают, что нынешняя политика предоставления убежища в Нидерландах делает для террористов въезд в страну слишком легким, 45 % убеждены в том, что политика в отношении беженцев в целом должно быть "ужесточена"[3][4] . По данным опроса, обнародованного 17 сентября 2015 г. 28% голландцев полагают, что их страна перенаселена, и потому стоит запретить любую иммиграцию, даже из стран ЕС . Отвечая на другой вопрос — о возможном экономическом эффекте поселения в Нидерландах 9'000 «дополнительных» беженцев, 47% респондентов сочли, что их влияние на экономику страны будет отрицательным.[5]

Согласно опросам IPSOS 2017 года, 81 процент голландцев обеспокоен иммиграцией. Пятьдесят процентов респондентов рассматривают незападных мигрантов как угрозу их образу жизни. При этом воспринимаемая угроза от иммиграции рассматривается как более серьезная по сравнению с другими проблемами. Согласно исследованию PEW RESEARCH 2017 года, большинство людей рассматривают ISIS и кибератаки как главную угрозу для Нидерландов. Интересный вывод состоит в том, что 77% в Нидерландах довольны своей демократией. Более того, восемьдесят процентов голландцев хотят остаться в ЕС. Однако почти треть населения Нидерландов, как сообщается, испытывает угрозу в результате большого притока беженцев.

В 2017 году в Нидерландах было зарегистрировано 3'499 случаев дискриминации. Расовая дискриминация снизилась с 26% (в 2016 году) до 16% (2017 год). Однако при этом она не становится менее заметной. Например, расизм проявляется в компаниях. Например, голландская сеть супермаркетов "Альберт Хейнн" обучает новых сотрудников «профилям клиентов», которые включают "малоперспективных" и "премиальных" клиентов. Так черная женщина с ребенком относится к тем, кто покупает более дешевые продукты, а белый человек как «премиальный клиент». Нидерландский институт по правам человека и ряд антидискриминационных организаций называют в качеств основной проблемы здесь стигматизацию и стереотипность. [6]

Согласно национальным исследованиям , более двух третей голландцев - 68 процентов - против дискриминации. Но несколько большая группа - 72 процента - считает, что в некоторых случаях люди находят дискриминацию там, где ее нет, или она оправдана. При этом 22 процента респондентов заявили, что они иногда подвергаются дискриминации.

Более половины, 54 процента, заявили, что считают, что сейчас имеет место больше дискриминации, чем 20 лет назад. Они приписывают это тому факту, что группы меньшинств теперь более открыты, например, люди более откровенно относятся к сексуальной ориентации. Вообще объектами дискриминации, прежде всего, становятся люди, имеющие внешние проявления, свойственные меньшинствам. Поэтому, по мнению респондентов, группы, наиболее подверженные дискриминации в Нидерландах, - это люди ЛГБТ, этнические меньшинства, мусульмане и люди с ограниченными возможностями.

Интересно, что негативное отношение к иммиграции в первую очередь направлено на неевропейских иммигрантов и беженцев. После Брексита голландцы довольно позитивно относятся к тому, чтобы остаться в ЕС. Воспринимаемая внешняя угроза связана с кибер-угрозами и не входящими в ЕС силами, такими как Россия и Китай.

Можно говорить о существенном росте антисемитизма. По данным Антидиффамационной Лиги (ADL), уровень антисемитизма в Нидерландах вырос с 5 % в 2014 году до 11 % в 2015.[7] Во время волнений после смерти М. Энрикеса в июле 2015 г. в населенных мусульманами районах Гааги десятки людей выкрикивали антисемитские лозунги .В августе 2015 г. власти Нидерландов рекомендовали главному раввину страны Биньямину Якобсу избегать поездок на международных поездах, из-за опасности терактов. Сам Якобс, которого раньше называли «строителем мостов» между конфессиями, отмечает, что в свете резкого роста антисемитизма, охватившего с начала 2000-х Европу, наведение мостов стало проблемой – "многие элементы не подходят для строительства"[8] . Еще более опасно, что в обществе под личиной внимания к различным взглядам развивается терпимость к антисемитизму. Когда в октябре 2015 г. Юнесс Оуалли представитель салафитского фонда World Wide Relief предложил на своем сайте избивать израильских туристов, он был приглашен на популярное ток-шоу Пау "объяснить свои мысли".[9] А группа "Платформа против расизма" предложила палестинской активистке Ханин Зоаби, известной антизраильскими заявлениями, выступить на ежегодном мемориальном митинге памяти «Хрустальной ночи» - общегерманского погрома евреев в ноябре 1938 г.

В 2017 году, по данным Центра информации и документации Израиля в Нидерланжах в 2017 году имело место 137 инцидентов, связанных с антисемитской дискриминацией, включая 4 случая насилия.

Отмечается ухудшение отношения к ЛГБТ. По данным исследовательского центра SCP, 35% считают нежелательным зрелище публично целующихся мужчин. 40% ЛГБТ полагают, что их ориентация не принимается окружающими, 55% не считают возможным ходить, держа партнера за руку. Около 20% ЛГБТ заявили, что столкнулись с негативными заявлениями или действиями в свой адрес, 40% заявили, что, по их мнению, ситуация ухудшается.[10]

Ксенофобия конвертируется в голоса избирателей. Партия свободы на выборах 2010 г. набрала 15,5% голосов, став третьей по величине силой в парламенте. На выборах 2012 г. количество поданных за нее голосов снизилось до 10%, но партия все равно стала третьей по числу мест в парламенте. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в январе 2016 года в Голландии агентством Peil.nl, Партия Свободы получила бы на парламентских выборах, если бы они проводились в то время, 42 места, что на 27 мест больше, чем она имела после выборов 2012 года[11] . Подобные цифры могут побудить (и уже побуждают) представителей истэблишмента играть «на поле» Г. Вилдерса в погоне за голосами ксенофобно настроенного избирателя. Рейтинги февраля 2017 года предвещали победу партии Вилдерса на парламентских выборах в марте 2017 года, хотя 70% избирателей на тот момент еще не определились в своем выборе.[12]

Однако мартовские (2017) выборы в парламент оказались холодным душем для Партии Свободы: она увеличила свое представительство лишь на 4 мандата, что абсолютно не соответствовало ожиданиям как наблюдателей, так и самих радикалов. По мнению экспертов, в данном случае правящая Народная партия за свободу и демократию смогла грамотно перенять лозунги ультраправых и убедить своих избирателей в том, что она ужесточит свою политику в отношении мигрантов. Избиратель предпочел не рисковать и проголосовал за тех, от кого он не ожидает больших потрясений - за партию премьер-министра Марка Рютте.

При этом голландцы сохраняют высокую степень толерантности к меньшинствам в таких сферах как совместная работа или семейная жизнь. Так, по опросу «Евробарометра» 77% голландцев положительно относятся к коллеге по работе-цыгану, 95% - к африканцу или уроженцу Азии. 83 и 84% голландцев не будут возражать, чтобы их зятем или невесткой стал уроженец Азии или Африки. 96% согласны с тем, что ЛГБТ должны иметь те же права, что и остальные, 91% поддерживает однополые браки, 55% готовы признать отношения сына с трангендером или ребенка-трансгендера.[13]

В 2018-21 гг. отношение к меньшинствам менялось в лучшую сторону. Несмотря на накопившиеся ксенофобские и расистские инциденты в общественной сфере, социологические опросы этого периода показывают, что большинство голландцев разделяют позитивные взгляды на этнические и религиозные меньшинства. Отношение к рома по состоянию на 2019 год большинства людей, опрошенных в Нидерландах в рамках обследования глобального отношения, указали, 64% респондентов очень положительно или в основном положительно относятся к людям, принадлежащим к этнической группе рома. Однако в том же году доля респондентов, имевших неблагоприятные мнения о цыганах, составила в общей сложности 30%.

Почти три четверти опрошенных в том же году указали, что имеют очень благоприятное или в основном благоприятное мнение о мусульманах, в то время как доля респондентов, придерживающихся неблагоприятного мнения о них, в целом составила чуть менее 30%.

В 2018 году 65% голландских респондентов согласились с утверждением, что антисемитизм является проблемой в обществе, а 55% считают, что антисемитизм растет. Более 90% опрошенных в 2019 году указали, что имеют очень благоприятное или в основном благоприятное мнение о еврейском народе, в то время как доля респондентов, придерживающихся неблагоприятного мнения о еврейском народе, составила в общей сложности 5%.

Кроме того, в 2018 году 50% голландцев положительно относились к незападным иммигрантам. В то же время, как это ни парадоксально, но 55% считают, что иммигранты повышают риск терроризма в своей стране.

Согласно социологическим исследованиям 2020-2021 года, ограниченные межгрупповые контакты и негативное представительство мигрантов и беженцев в средствах массовой информации (и социальных сетях) сыграли важную роль в формировании отношения большинства к этим группам. Представляется, что многие предвзятые люди имеют мало личных контактов с другими культурами. Тем не менее, они воспринимают эту "инаковость" как угрозу из-за частого контакта с негативными (социальными) медиа-представлениями этих групп. Наибольшую роль в снижении позитивного отношения играют новостные сайты в Интернете. Они обеспечивают легкий доступ к непроверенной информации, поддельным новостям и теориям заговора, тем самым подпитывая межгрупповое беспокойство и поляризацию.

После вспышки КОВИД-19 онлайновые платформы переполнились теориями заговора. Как и в большинстве стран Европы, голландские радикальные группы используют неопределенность и опасения, связанные с пандемией, для пропаганды экстремальной идеологии. Она включает в себя откровенные расистские и антисемитские нарративы, такие как утверждение, что вирус является мистификацией, сфабрикованной "еврейской элитой", или намерение внедрить вакцину либо ради наживы, либо для искоренения белой расы. Такие крайне правые платформы, как "Кафе Вельтшмерц", "Онгехоорд Недерланд" и "Шоу Дженсена", не упустили ни одной возможности усомниться в серьезности вируса. Роберт Дженсен, например, в бесчисленных видеороликах на YouTube утверждает, что Covid-19 - это не более чем простой грипп. Этим гриппом, по словам Дженсена, злоупотребляют "глобалисты", которые хотят лишить "голландский народ" его прав и подчинить его темным, скрытым умыслам.

Четверть жителей Нидерландов столкнулись в 2018 году с одним или несколькими инцидентами, которые они восприняли как дискриминацию. Голландские граждане марокканского или турецкого происхождения и мусульмане (группы, которые в той или иной степени пересекаются) сталкиваются с большим количеством как негативных установок, так и неравного обращения. Они подвергаются сильной стигматизации в голландском обществе и воспринимаются как представляющие угрозу со стороны части группы большинства. Эта воспринимаемая угроза основывается главным образом на культурной интерпретации, например, на воспринимаемом конфликте ценностей или страхе потерять конкретную культурную самобытность или образ жизни. Лица суринамского или антильского происхождения и выходцы из Центральной и Восточной Европы испытывают несколько меньшую дискриминацию.

В 2018 году наиболее распространенным основанием для дискриминации было происхождение. 1442 дела, зарегистрированных полицией, были мотивированы дискриминацией по признаку происхождения. По данным Антидискриминационного бюро, 1494 дела касались происхождения. Четверть случаев в полицейском реестре касалась сексуальной ориентации (847 регистраций), в частности гомосексуализма. В Бюро по борьбе с дискриминацией поступило 193 сообщения о дискриминации по признаку сексуальной ориентации (что составляет 4% от общего числа).

8% всех зарегистрированных полицией случаев дискриминации в 2018 году были связаны с антисемитизмом (275 регистраций), из них 145 сообщений о дискриминации в Интернете связаны с антисемитизмом. Полиция зарегистрировала 151 случай религиозной дискриминации (91% из которых был связан с исламофобией). Антидискриминационное бюро получило 304 сообщения о религиозной дискриминации, две трети из которых направлены против мусульман.

Происхождение оставалось наиболее распространенным признаком дискриминации и в 2019 году. Полиция зарегистрировала 2156 случаев (39% от общего числа) по этому признаку. Антидискриминационное бюро зарегистрировало 1922 случая дискриминации по признаку происхождения (44% от общего числа). Большинство людей подвергались дискриминации по признаку цвета кожи и происхождения (в частности, африканцы, турки, марокканцы и азиаты). Полиция также зарегистрировала увеличение числа случаев дискриминации по признаку сексуальной ориентации (1 603, из которых 17% касались инцидентов с применением насилия) и антисемитизма (768). При этом на долю антисемитизма приходится 14% от общего числа случаев дискриминации, зарегистрированных полицией, и 2% случаев, зарегистрированных Антидискриминационным бюро.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа