ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Дискриминационные практики в отношении меньшинств

Дискриминационные практики в отношении меньшинств

В основном дискриминационные практики отмеченные мониторингом, были направлены против русскоязычного населения. 29 марта 2013 г. депутат парламента от Либеральной партии Анна Гуцу направила в Конституционный суд запрос: можно ли официальный язык в стране называть румынским и может ли он быть приравнен к молдавскому языку, который указан в статье 13-той Основного закона . 5 декабря 2013 г. КС поддержал запрос А.Гуцу, сославшись на то, что текст Декларации о независимости Молдовы (где госязык назван румынским) превалирует над текстом Конституции, в которой сказано, что «государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики».

21 июня 2013 г. стало известно, что демократы, либералы и либерал-демократы поддержали исключение молдавского и русского языка из списка официальных языков Парламентского комитета по сотрудничеству Евросоюз - Молдова.

6 февраля 2013 г. генеральный директор ГП «Железная дорога Молдовы» Виталий Струнэ ввел на железных дорогах новые требования к сотрудникам – владение государственным языком «на высоком уровне», что противоречит Кодексу о железнодорожном транспорте, в котором русский язык закреплен как «рабочий».

24 июля 2013 г. стало известно что русскоязычным выпускникам лицеев Молдовы, в том числе и отличникам, желающим поступить в вуз на факультеты с обучением на государственном языке, отказывают в приеме документов со ссылкой на некий циркуляр, утвержденный еще несколько лет назад министерством просвещения, в котором узаконены ограничения для выпускников средних учебных заведений с обучением на русском языке". Когда начался скандал, то 26 июля Министерство просвещения заявило, что ВУЗы неправильно толкуют ст. 18 «Регламента об организации и приеме абитуриентов в высшие учебные заведения Молдовы», которая устанавливает 20% квоту для групп с русским языком обучения, а не для приема выпускников русскоязычных школ.

В сентябре 2013 г. председатель славянской организации «Вече» Николай Гуцул заявил, что в процессе оптимизации школ в первую очередь страдают школы с преподаванием на русском языке . В сентябре была отмечена попытка закрыть русскоязычную школу в пригороде Кишинева – Чорэску.

В начале 2014 года по Молодове прокатилась волна отключений от эфира российских и оппозиционных телеканалов в связи с несоответствием их идеологической позиции официальной точки зрения. 31 декабря 2013 года (в 23.59) национальный оператор связи MOLDTELECOM отключил из своей кабельной сети оппозиционный телеканал AccentTV, без какого-либо предупреждения, в нарушение контракта, за минуту до наступления Нового года . «Будем объективными, здесь нет никаких экономических причин. Это явный, административно реализуемый, политический заказ. Очевидно, что те слухи, которые появились в конце прошлого года о том, что часть неугодных телеканалов будут закрыты, приобрели материальное очертание», - подчеркнул гендиректор Accent TV. 9 января 2014 г. государственное предприятие Moldtelecom S.A. прекратило ретрансляцию телеканала RTR Moldova, в принадлежащей им сети платного телевидения - IPTV Moldtelecom . 12 января 2014 г. оппозиционный телеканал JurnalTV был массово отключен из эфира кабельных сетей. В частности, оператор SunTV исключил канал из базового пакета, переведя его в более дорогой без каких-либо объяснений. Операторы Satelit TV и Domino TV прекратили вещание телеканала. Таким же образом поступили операторы Art TV Strășeni, TSV-Com и Megapolis . При этом попытка рассмотрения ситуации в парламенте была сорвана из-за бойкота депутатов, принадлежащих к правящей коалиции.

15 мая 2014 г. вице-министр Министерства просвещения Игорь Гроссу заявил, что русский язык больше не будет обязательным предметом в молдавских школах.

Согласно опубликованному в июле 2014 г. Информационным Центром по Правам Человека в Молдове анализу молдавских учебников на соответствие принципам прав человека и наличие дискриминации, этнолингвистические меньшинства Молдовы представлены в учебниках крайне маргинально. История Молдовы описана, главным образом, как история румынской этничности, несмотря на то, что здесь всегда проживали этнические меньшинства, составляющие в разные периоды времени от 20% до 30% от общего населения.

18 сентября 2014 г. стало известно, что за последние годы в стране были выпущены всего 2 (!!) книги русских писателей, а на государственных концертах практически не привлекаются для выступления коллективы этнокультурных групп. Впрочем, давлению подвергаются не только русскоязычные. Еще в январе 2013 г. стало известно, что сокращены в два раза суммы на изучение болгарского языка в школах преимущественно населенного болгарами Тараклийского района, а в 2012 они не предоставлялись вовсе .При этом, премьер-министр В.Филат 16 января анонсировал план по изучению румынского языка в Молдове, внедрение которого началось в 2014 . 18 сентября стало известно, что, несмотря на то, что еще в апреле 2013 года все советники райсовета Тараклии обратились к власти с требованием придания национально-культурного статуса этого району, эта просьба осталась без удовлетворения.

17 апреля 2013 г. стало известно, что государственные структуры и органы власти создают всяческие препятствия для обучения и трудоустройства жителей Гагаузской автономии и таким образом, гагаузов "вымывают" из республики, заставляют уезжать за рубеж. 22 сентября 2013 г. руководитель департамента Исполкома Гагаузии Василий Иванчук заявил, что жители Гагаузии говорят на 3 языках, но все официальные документы из Кишинева они получают только на молдавском языке, и тем самым нарушаются права гагаузов на доступ к информации.

15 октября 2013 г. стало известно, что глава секции тяжких преступлений инспектората полиции Руслан Саакян заявил, что начальство притесняло его из-за его армянского происхождения.

Можно отметить и случаи давления на румыноязычную школу в Приднестровье. В начале декабря 2013 г. прокуратура ПМР попыталась закрыть тираспольский теоретический лицей «Лучиан Блага» за якобы имеющие место быть нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания учеников, а также о нарушениях трудовых прав работников.

Начиная с 2017 года мы видим явно заниженную официальную статистику по преступлениям на почве ненависти в Молдове. Так, если в 2017 году правоохранительными органами было зарегистрировано 17 преступлений на почве ненависти, в 2018 г. - 10, то в 2019 - ни одного. Правда в 2020 году правительство сообщило в ОБСЕ о 8 преступлениях такого рода. Тем не менее, неправительственные организации не подтверждают эти данные. Например, в 2019 году, несмотря на то, что правительство заявляло о том, что преступления ненависти не совершались, НПО и УВКБ ООН в совокупности сообщили о 10 нападениях и угрозах на почве ненависти.

Так, Европейский центр по правам рома (ERRC) сообщил о групповом нападении на цыганскую семью, которая подверглась расистским и антицыганским оскорблениям и физическому насилию со стороны группы, которая ночью проникла в их дом. Некоторые дети были избиты. Еврейская община Молдовы сообщала о том, что член ее попечительского совета подвергся антисемитским оскорблениям, угрозам расправы и избиениям, а УВКБ ООН проинформировало БДИПЧ ОБСЕ о том, что двое нигерийцев, ищущих убежища, подверглись расистским оскорблениям и физическому насилию со стороны группы в центре для просителей убежища. Имущество пострадавших было уничтожено. и т.д. Все это говорит о том, что власти занижали количество правонарушений, не фиксировали и не расследовали их в должной мере.

Хотя закон запрещает такую ​​практику, прокуратура по борьбе с пытками сообщила о заявлениях о пытках и жестоком, бесчеловечном и унижающем достоинство обращении, в основном в местах содержания под стражей. Сообщения включали случаи жестокого обращения в следственных изоляторах в отделениях милиции, особенно в районных инспекциях милиции. Сохранялась безнаказанность, и количество возбужденных уголовных дел по фактам применения пыток было намного меньше числа поданных жалоб.

Отдел по борьбе с пытками Генеральной прокуратуры сообщил об увеличении случаев жестокого обращения и пыток в течение года. За первые шесть месяцев года в прокуратуру поступило 305 заявлений о жестоком обращении и пытках, в том числе 290 случаев бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, пять дел о пытках и восемь случаев применения правоохранительными органами угроз или запугивания, в том числе фактическое применение или угрозы насилие, принуждение подозреваемого или свидетеля к даче показаний. Все случаи пыток были зарегистрированы в полицейских инспекциях, в то время как большинство случаев жестокого обращения было зафиксировано в общественных местах, дома у потерпевшего и в пенитенциарных учреждениях. Правоохранительные органы зафиксировали 10 случаев жестокого обращения в образовательных учреждениях. Для сравнения, за первые шесть месяцев 2020 года власти сообщили о 262 заявлениях о жестоком обращении и пытках.

В сентябре 2020 года Комитет Совета Европы по предупреждению пыток (КПП) опубликовал отчет с подробным изложением выводов своего визита в страну в январе-феврале 2020 года. В отчете отмечается, что сохранение тюремной субкультуры, которая способствовала насилию между заключенными и атмосфере страха и запугивания, зависимость от неформальных лидеров заключенных для сохранения контроля над контингентом заключенных и общее отсутствие доверия к способности персонала гарантировать безопасность заключенных, по-прежнему сохранялись. серьезные опасения. ЕКПП сообщил о нескольких заявлениях о том, что сотрудники пенитенциарного учреждения № 13 в Кишиневе избивали заключенных кулаками и ногами, а также о чрезмерном применении силы персоналом при обращении с возбужденными заключенными в пенитенциарных учреждениях в Кишиневе (№ 13), Кагуле (№ 5) и Тараклия. (№ 1) и чрезмерно тугие наручники в Кишиневской и Тараклийской тюрьмах. В июне Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу бывшего заключенного, который обвинил персонал тюрьмы № 2 в Липкань в жестоком обращении и унижении. ЕСПЧ обязал Молдову выплатить компенсацию в размере 9 000 евро (примерно 10 400 долларов США).

Безнаказанность виновных в правонарушениях оставалась проблемой, а расследования часто затягивались без необходимости. Сообщается, что в сентябре 2020 года один из сотрудников изолятора временного содержания под стражей Инспектората полиции Чимишлии избил мужчину, в том числе ударил кулаком по лицу и применил другие формы физического насилия на протяжении всего содержания под стражей. По состоянию на ноябрь дело все еще расследовалось, но виновные не были установлены.

В июне 2021 г. 13 сотрудников полиции были осуждены за преступления, связанные со смертью в 2017 году Андрея Брагуцэ, который скончался в следственном изоляторе в Кишиневе после жестокого избиения сокамерниками и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения со стороны тюремной администрации. Один офицер был приговорен к четырем годам лишения свободы за бесчеловечное обращение и пытки Брагуты, четверо других были приговорены к трем годам и шести месяцам, а восемь других получили условные сроки на три года каждый. Адвокат родителей Брагуты обжаловал приговоры, потребовав более суровых условий для преступников. Приговоры были вынесены после того, как 100 из 140 запланированных судебных заседаний были отложены или отменены в период с 2017 по 2020 год, а также после пресс-конференции, проведенной родителями Брагуты в августе 2020 года, на которой была выражена обеспокоенность по поводу безнаказанности причастных к смерти их сына. Спустя почти два года после вынесения первого решения по второму уголовному делу, возбужденному в отношении четырех сокамерников, избивавших Брагуцу, и трех полицейских, которые наблюдали за избиениями и не вмешивались, в августе Апелляционный суд провел слушание по апелляции родителей Брагуты с просьбой ужесточить санкции против виновных. В 2019 году суд приговорил одного сокамерника, избившего Брагуту, к пяти годам лишения свободы, троих других сокамерников - к пяти годам лишения свободы условно, одного сотрудника полиции - к четырем годам лишения свободы, а второго полицейского - к трем годам лишения свободы условно; он оправдал третьего офицера. Третье уголовное дело против двух врачей из пенитенциарного учреждения, где умер Брагута, обвиняемых в халатности на рабочем месте и злоупотреблении служебным положением за ненадлежащее лечение Брагуты, находится на рассмотрении суда первой инстанции с 2018 года, и по состоянию на ноябрь решение не вынесено.

В Приднестровье поступали сообщения о пытках и жестоком, бесчеловечном и унижающем достоинство обращении в местах содержания под стражей, включая отказ в медицинской помощи и длительное одиночное заключение. Отсутствовал известный механизм расследования предполагаемых актов пыток со стороны приднестровских «сил безопасности». Неправительственная организация (НПО) Promo-LEX отметила, что «власти» применяли самое бесчеловечное и унижающее достоинство обращение в регионе для получения признательных показаний. Приднестровские «правоохранительные» органы публично не сообщали о каких-либо расследованиях или преследованиях за пытки или бесчеловечное обращение со стороны приднестровских «сил безопасности» в течение года.

Продолжали поступать сообщения о том, что задержанным в Приднестровье лицам отказывают в доступе к профессиональной медицинской помощи и юридическому представительству. Сообщается, что бывший приднестровский «министр внутренних дел» Геннадий Кузьмичев находился в одиночной камере и ему периодически отказывали в доступе к посетителям, почте и другим внешним средствам связи с тех пор, как он был похищен с подконтрольной правительству территории в 2017 году и доставлен в Приднестровье. В 2019 году приднестровский «суд» приговорил Кузьмичева к 13 годам лишения свободы по обвинению в контрабанде и незаконном хранении огнестрельного оружия.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа