Единство молдавского общества находится под угрозой. Раскол произошел не только по межэтническим, но и по политическим признакам. Идентичность основных противоборствующих сторон отсылает к исторической травме. В случае с ориентированными на Румынию либералами и демократами речь идет о памяти о сталинских репрессиях, депортациях и голоде, а в случае с представителями левых общественно-политических движений и русскоязычными гражданами – о памяти о деятельности профашистской Железной Гвардии в предвоенной Румынии и маршала Антонеску – в период Второй мировой войны. Культивация такой травматической памяти усиливает раскол в обществе, который в условиях Молдовы приобретает равным образом и политический, и этнический характер.
Румынизация страны ставит под угрозу как внутриполитическую стабильность, так и отношения с Россией, традиционно оказывающей существенное влияние на русскоязычную ирреденту Молдовы, а также играющую не последнюю роль в ее экономическом развитии. Так, первая волна румынизации уже привела в начале 1990-х к отколу Приднестровья и автономии Гагаузии. Новая волна румынзации может делает отделение ПМР необратимым, а Гагаузию может направить по приднестровскому пути. Новая волна неизбежно приведет к ухудшению отношений с Россией, что может создать проблемы со статусом десятков тысяч трудовых мигрантов-молдован в РФ.
Ситуацию могла бы частично разрядить внятная позиция власти в отношении истории и результатов второй мировой войны. В частности, позитивную роль могло бы сыграть присоединение Молдавии к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Это дало бы четкие ориентиры гражданам и содействовало бы национальному примирению в стране.
Парламенту РМ следует выполнить рекомендацию, поддержанную в том числе полномочным представителем в Межпарламентской Ассамблее стран СНГ в лице Кирилла Лучинского (прим. – руководитель делегации Парламента РМ в МПА СНГ) 17 мая 2012 года. Речь идет о принятом на уровне МПА СНГ модельном законе о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников. Данный модельный закон был проголосован на заседании МПА СНГ единогласно всеми делегациями стран СНГ. Он был рекомендован к обсуждению и принятию в национальных парламентах стран СНГ. В Парламенте РМ подобный законопроект был зарегистрирован еще 1 декабря 2011 года. Пока что схожее законодательство существует лишь в Приднестровье.
Республике Молдова следует пересмотреть законы, направленные на маргинализацию русского языка и, следовательно, дискриминацию русскоязычного населения.
Кроме того, следует принять законы по охране воинских монументов и мемориалов, связанных с победой над нацизмом, ибо эта победа имеет безусловную общеевропейскую и мировую ценность. В этом отношении Республике Молдова следовало бы взять пример с Германии и Австрии, где наблюдается бережное отношение к таким памятникам.
Правительству РМ следует привести действующее законодательство в соответствие с принятым в 2003 году Законом о противодействии экстремистской деятельности, и представить соответствующий законопроект в Парламент страны.
Органам исполнительной власти следовало бы бережнее относиться к проблемам функционирования языков этнических меньшинств, а также к особенностям их исторической памяти, что имеет прямое отношение к правам человека.
Правительству РМ необходимо проводить процесс оптимизации в сфере образования при условии обязательного предварительного широкого общественного обсуждения, в том числе во избежание закрытия школ с обучением на языках национальных меньшинств.
Следовало бы также организовать широкую общественную дискуссию по самым острым вопросам истории страны, предоставляя свободу выражения своих мнений всем заинтересованным сторонам. Эта дискуссия могла бы касаться и вопросов государственной и политической символики, а также значимых исторических событий и героев, включая места памяти. Такая дискуссия дала бы властям представление о разнообразии мнений по вопросам истории страны и о ведущих тенденциях, что позволило бы более объективно и непредвзято проводить политику исторической памяти.