ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Отношение к меньшинствам

Отношение к меньшинствам

Благодаря эффекту социальных сетей исламофобия усилилась во время COVID-19. Объяснения мотивации исламофобии различны. Криминолог Бальгит Награ в работе "Секретные граждане" (2017) указывает на культурные факторы и отмечает, что "в канадском контексте мусульманские религиозные и культурные обычаи часто рассматриваются как слишком разные для интеграции с основной культурой, что означает, что они не могут быть ассимилированы". В более широком контексте мусульманские общины представляются патриархальными, варварскими и нецивилизованными, в то время как западные - "эгалитарными, либеральными и современными". В других исследованиях отвергается корреляция между этими негативными представлениями и исламом как культурой или мусульманами как расой. Ярким примером этой группы является "Мусульманский вопрос в Канаде" (Abdi Kazemipur 2014), в котором делается вывод, что мотивация должна быть найдена в социальном, а не в культурном, расовом, богословском или учении ислама. Направление должно быть смещено в сторону социальных взаимодействий, поведения и отношений между мусульманами и остальными канадцами. Третья группа экспертов подчеркивает феномен социальных сетей и эффекты заражения (переизбытка) прессы. Хотя реальной связи между исламом и терроризмом не существует, антимусульманские настроения распространились в эпоху после 9-11 годов в эпоху глобализированных информационных технологий. Кроме того, внутренняя политика в западном мире усиливает и использует такие прикрытия для достижения своих собственных политических целей (Macdonald 2020, pp. 83-90).

Исламофобия и религиозная дискриминация, как правило, являются тревожными проблемами в Канаде. Однако опросы показывают, что отношение к религиозной дискриминации политически поляризовано. Например, около 50% сторонников Либеральной, НДП (Новая демократическая партия) и Зеленой партии считают религиозную дискриминацию в отношении своих сограждан-мусульман существенной проблемой, в то время как только 14% сторонников Консерваторов считают ее серьезной. Ответы, полученные в ходе опросов, дали ясно понять это:

  • Канадцы наименее комфортно относятся к представителю власти, которая носит хиджаб, по сравнению с любым другим видом религиозной одежды. Например, канадцы более чем в два раза чувствуют себя неудобно с премьер-министром, который носит хиджаб (44%), чем с премьер-министром, который носит крест (21%.) - и почти в 1,5 раза более неудобно, чем с премьер-министром, который носит киппу (30%). При этом 54% канадцев в возрасте до 35 лет вполне комфортно чувствуют себя с премьер-министром, который носит хиджаб, в то время как только 34% канадцев старше 65 лет комфортно чувствуют себя с премьер-министром, который носит хиджаб. А молодые канадцы (например, в возрасте 35 лет и младше) вполовину менее склонны к неудобствам, когда член семьи обручается с мусульманином, чем в среднем по стране.
  • Канадцы скорее укрывают негативные стереотипы о мусульманских канадцах, чем о христианских или еврейских канадцах. Например, больше канадцев считают мусульман заметно менее терпимыми, менее приспособленными, менее открытыми, более жестокими и более жестокими по отношению к женщинам, чем христиане или иудеи.
  • Канадцы гораздо менее комфортно принимают мусульманина в свою семью по сравнению с людьми других религиозных вероисповеданий. В то время как только 12% респондентов испытывали дискомфорт в связи с тем, что член семьи обручается с мусульманином другого вероисповедания, 31% респондентов испытывали дискомфорт в связи с тем, что член семьи обручается с мусульманином.
  • Канадцы верят в защиту религиозных прав в целом, но в меньшей степени заботятся о религиозных правах своих мусульман-сожителей. Например, 82% респондентов придают большое значение свободе вероисповедания в целом, но только 68% канадцев придают большое значение защите права мусульман исповедовать свою религию.
  • Достаточно большое число людей (17%) воспринимают мусульманскую канадскую общину как монолит с едиными взглядами. Лишь около половины канадцев признают разнообразие взглядов, присущее канадской мусульманской общине.

Не будет большим преувеличением сказать, что в стране формируется образ мусульман как "внутренних врагов" Канады, которые угрожают стабильности нации. Согласно опросу Радио Канады, проведенному в 2017 году, большинство канадцев (74%) выступают за проведение теста на канадские ценности для иммигрантов-мусульман, в то время как 23% выступают за запрет на иммиграцию для мусульман, причем уровень поддержки запрте на иммиграцию доходил этом период в Квебеке до 32%.

Но в то же время канадцы остро осознают эту проблему. На прямой вопрос о том, существует ли исламофобия в Канаде, 81 процент респондентов не согласились с утверждением "Исламофобии в Канаде нет", а 60 процентов согласились с тем, что правительство должно принять меры по борьбе с исламофобией в Канаде.

Канадцы также продемонстрировали веру в канадскую модель мультикультурализма. Например, на вопрос о том, как Канада должна реагировать на вызовы многокультурности, наиболее популярная рекомендация (48% респондентов) заключалась в том, чтобы просто более эффективно применять существующие законы для защиты меньшинств от дискриминации и преступлений на почве ненависти. Обследование также показало, что многие политические лидеры избегают четкого решения проблемы исламофобии. Так, если некоторые политические лидеры предположили, что определение исламофобии нечетко, то 70% канадцев в целом и почти 60% сторонников консерваторов утверждают, что они на самом деле четко знают, что это такое. Как упоминалось выше, 81% опрошенных подтвердили, что верят в существование исламофобии в Канаде. В целом, 57% опрошенных считают исламофобию все более тревожной проблемой в Канаде, и эта цифра возрастает примерно до 70%, если смотреть только на сторонников либералов, НДП и "зеленых". Однако сторонники консервативных партий и квебекцы в целом явно имеют совершенно разные взгляды на исламофобию по сравнению с другими слоями населения.

Интересны также результаты опроса об отношении канадцев к евреям и антисемитизму. В период с 5 по 10 июня 2020 г. "EKOS Research Associates" от имени "Канадцев за справедливость и мир на Ближнем Востоке", "Независимых еврейских голосов Канады" и "Объединенной сети за справедливость и мир в Палестине-Израиле" провели национальное онлайновое обследование, в котором приняли участие 1 009 канадцев. Полученные данные показывают, что подавляющее большинство канадцев считают, что большинство форм критики Израиля не являются антисемитскими. К ним относятся:

  • Обвинение Израиля в нарушении прав человека в отношении палестинцев (80% не считают это антисемитизмом).
  • Утверждения, что Израиль незаконно вытесняет палестинцев с их земли. (79%).
  • Призыв к бойкоту Израиля из-за предполагаемых нарушений прав человека (76%).
  • Создание групп кампусов, критикующих политику израильского правительства (74%).
  • Предположения, что израильские законы об ограничении передвижения и проживании палестинцев аналогичны южноафриканским законам апартеида (69%).
  • Это говорит о том, что большинство канадцев не согласны с тем, что канадские политики характеризуют как антисемитскую деятельность, включая например, BDS или Неделя израильского апартеида. Как таковые, любые инициативы по законодательному ограничению критики или протеста в отношении Израиля или по обеспечению соблюдения рабочего определения антисемитизма IHRA в этом отношении сильно противоречили бы взглядам рядовых канадцев. В то же время большинство канадцев назвали антисемитскими следующие 4 проявления:

    • Нанесение свастики на израильское консульство (91% считает это антисемитизмом).
    • Утверждения, что евреи контролируют мировые СМИ (73%).
    • Сравнение современной израильской политики с нацистской (61%).
    • Обвинение евреев-канадцев в том, что они более лояльны Израилю, чем Канаде (58%).
    • Т.е. вместо того, чтобы видеть связь между критикой Израиля и антисемитскими взглядами, мы увидели обратное. Те респонденты, которые с наибольшей вероятностью воспринимали критику Израиля как законную, были также наиболее чувствительны к негативным высказываниям в адрес еврейских канадцев, включая "Утверждение, что евреи контролируют мировые средства массовой информации" и "Обвинение еврейско-канадцев в большей лояльности к Израилю, чем к Канаде". И наоборот, те респонденты, которые чаще всего говорят, что критика Израиля является антисемитской, также чаще всего говорят, что заявления с критикой в адрес евреев канадского происхождения не являются антисемитскими.

      Исследлование также показало, что большинство (59%) канадцев считают предрассудки в отношении групп меньшинств серьезной проблемой, а меньшее число (35%) считают предрассудки в отношении евреев в Канаде серьезной проблемой. Примечательно, что эти цифры схожи с результатами опроса общественного мнения канадских евреев в 2018 году. Несмотря на то, что правительства уделяют особое внимание законодательству, которое конкретно направлено на борьбу с антисемитизмом, среднестатистические канадцы считают предвзятое отношение к меньшинствам в целом более серьезной проблемой. Эти выводы указывают на необходимость борьбы с антисемитизмом как части целостного, межсекторального подхода к борьбе с расизмом и предрассудками в целом, а не с антисемитизмом в вакууме.

      Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа