ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Антидискриминационное законодательство

Антидискриминационное законодательство

В основе антирасистского и антиэкстремистского законодательства Италии лежит Конституция Италии. Ст. 3 Конституции гарантирует всем гражданам одинаковое общественное достоинство и равенство перед законом без различия пола, расы,языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения. Кроме того,ст. 6 Основного закона говорит о том, что «Республика охраняет языковые меньшинства».

Современное антирасистское и антиэкстремистское законодательство стало формироваться в Италии, начиная с1990-х гг. В июне 1993 г. Сенат Италии принял закон, направленный на борьбу с расизмом (Legge Mancino, decreto-legge № 205/1993).Он предусматривает тюремное заключение сроком до 3 лет за религиозную, этническую и расовую нетерпимость. Кроме того, закон запрещает любые объединения, призывающие к дискриминации иностранцев или инакомыслящих. Этот закон представляет собой обновленную версию закона против расовой дискриминации 1975 г., который никогда не использовался.

24 февраля 2006 г. был принят Закон № 85 (Legge Castelli), который устанавливает наказание за злоупотребление свободой слова. В новом законе понятие «подстрекательство» заменено на «склонение лица к какой-либо деятельности».Преступление имеет место быть, когда лицо не только подстрекает другое лицо к расовой ненависти, но также когда склоняет его к активным насильственным действиям. В то же время закон также уменьшил срок наказания, которое может быть заменено денежным штрафом в размере 6000 евро, с 3 лет до 18 месяцев.Впервые закон предусматривал наказание не только за разжигание религиозной ненависти к католикам, но также и к представителям всех религий. Однако ограничительные формулировки закона, в которых говорится о цели, а не мотивации, и его отказ признать в явном виде возможность смешанных мотивов, дали начало ограниченной применимости нового законодательства на практике.

В 2011 г. были введены новые принципы судебного разбирательства по делам о дискриминации, согласно которым бремя доказывания в делах такого рода переводилось с истца на ответчика. Суд также мог обязать ответчика не только выплатить штраф, но также и принять меры к тому, чтобы случаи дискриминации больше не повторялись. Уголовный кодекс также предусматривает, что если преступление совершено на основании расы, этнической принадлежности или религии жертвы, этот элемент должен рассматриваться как отягчающее обстоятельство. В октябре 2013г. парламент Италии принял закон, который приравнивал к отягчающим обстоятельствам преступления, совершенные на почве сексуальных предубеждений. Соответствующим положением была дополнена ст. 61 Уголовного кодекса .

20 февраля 2015 г. были приняты оправки в уголовный кодекс, посвященные борьбе с терроризмом. Поправки увеличили сроки тюремного заключения за терроризм для соучастников терактов. Новое законодательство разрешает правительству привлекать вооруженные силы к осуществлению предупредительных полицейских функций в связи с актами терроризма. Была введена новая квалификация преступления — участие в деятельности зарубежной террористической организации. В ходе уголовного судопроизводства было разрешено временное изъятие паспортов подозреваемых. Также были расширены возможности спецслужб для сбора личных данных лиц, подозреваемых в терроризме.

27 апреля 2016 г. Италия ратифицировала Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности, касающийся криминализации актов расистского и ксенофобского характера, совершаемых посредством компьютерных систем.

Антидискриминационное законодательство также базируется на Конституции. Как уже указывалось, в соответствии со ст. 3 Основного закона все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом, а ст. 6 гарантирует языковым меньшинствам охрану со стороны государства.

Конституция выделяет католическую церковь. Ст. 7 гласит,что «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере». Таким образом, государство как бы уравнивает католическую церковь с собой. При этом ст. 8 гарантирует всем религиозным организациям равенство перед законом. В соответствии с этой статьей,религиозные конфессии, не являющиеся католическими, имеют право создавать свои организации со своим уставам,если они не противоречат итальянскому правовому порядку. Ст. 19–20 декларируют право на свободу вероисповедания и отсутствие ограничений для религиозных организаций.

Защита языковых меньшинств регулируется законом от 15 декабря 1999 г. Согласно ему,под защиту берутся языки меньшинств, компактно проживающих в Италии: албанский, немецкий, словенский, хорватский, греческий, французский,франко-провансальский. Включение той или иной территории в границы районов проживания языковых меньшинств определяются местными представительными органами власти по просьбе не менее 15%избирателей. В этом случае в школах, детских садах и муниципалитетах наряду с итальянским используется язык меньшинства. Министерство образования, а также региональные власти могут выделять средства на проекты по развитию языков меньшинств в местах их компактного проживания. Представители меньшинств также имеют право на восстановление своих имен после проведенной ранее итальянизации[1]. Соответствующие региональные законы приняты в регионе Фриуле-Венето-Джулиа в 2007 г. в отношении фриульского и словенского языков ,на Сардинии—в отношении сардинского языка в 1997 г .

В 1998 г. был принят специальный закон против дискриминации по признакам расы, религии и происхождения. В этом же указе содержались правила по борьбе с дискриминацией. В 2003 г. на основании соответствующих директив ЕС было принято два закона о противодействии дискриминации по признаку расы и этнического происхождения, а также на основе религии и убеждений, сексуальной ориентации, инвалидности и возраста[2].

Начиная с 2005 г. ряд итальянских регионов: Тоскана, Умбрия, Эмилия-Романья, Кампания, Марке, Апулия, Лацио,Лигурия,и Абруццо—признали законным однополое гражданское партнерство. В 2011 г. Верховный суд подтвердил, что однополые пары имеют право на семейную жизнь, включая (при определенных обстоятельствах) право на такое же отношение, что и разнополые женатые пары. При этом суд,однако, постановил,что итальянская правовая система не признает однополые браки,заключенные за границей.

Основным документом, регулирующим миграцию, является принятый в 1998 г. Закон. Согласно ст. 2 закона «Об иммиграции», принятого в 1998 г., иностранец, живущий в Италии, имеет те же права, что и итальянский гражданин, за исключением тех случаев, когда иное установлено законом или международным соглашением. Иностранцы могут участвовать в общественной жизни. Согласно п. 1 ст. 3 закона, раз в три года в парламент вносится миграционная стратегия. Пункт 5 ст. 3 обязывает местные власти принимать все необходимые меры для успешной интеграции мигрантов.

Ст. 19 предусматривает запрет на реадмиссию в том случае, если возвращаемый был в своей стране объектом преследований по признаку расы, пола, языка, гражданства, вероисповедания, политических убеждений и т. д . В июле 2012 года в Италии был принят декрет-закон № 109, известный как Закон Розарно, вводивший меры защиты для мигрантов - жертв эксплуатации. Закон устанавливал в качестве наказания за чрезмерную эксплуатацию лишение государственных субсидий и субсидий ЕС, лишение лицензий на занятие той или иной деятельностью и т. д. Кроме того, жертвам эксплуатации, сотрудничавшим с властями во время судебного процесса, могло быть предоставлено гражданство по гуманитарным основаниям. Правда это не касалось мигрантов, занятых в сельскохозяйственном секторе.

3 апреля 2014 г. итальянский парламент декриминализировал нелегальную миграцию, оставив ее только как административное правонарушение, что сделало Италию еще более привлекательной страной для нелегальных иммигрантов[3].

16 апреля 2015 г. был издан декрет Министерства образования, запрещающий применять при приеме на работу педагогов любые тесты на национальность или этническую принадлежность будущего сотрудника[4].

В апреле 2016 года сенат Италии криминализировал отрицание Холокоста, что стало важным элементом формирования законодательства против антисемитизма и героизации нацизма. В соответствии с новым законом, те лица или группы, которые публикуют материалы или публично заявляют об отрицании Холокоста, или делают заявления в этом смысле в социальных сетях, блогах или на веб-сайтах, могут быть осуждены на 6 лет лишения свободы и уплатить штраф до 6.000 евро[5].

В Италии в 2016 году итальянские власти распространили на одиноких матерей, незаконно проживающих в стране, право на получение пособия по уходу за детьми[6].

В 2016 г. в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми парламент выделил финансирование на программы помощи историческим языковым меньшинствам, проживающим на территории этой страны. Речь идет, прежде всего, о малочисленных группах в Южном Тироле, говорящих на немецком и ладино, о таких же группах в Триесте и Гориции, говорящих по-словенски, о франкоговорящих провансальцах, проживающих в Валь д'Аосте, а также о небольшой части албаноговорящих граждан с юга страны.

Улучшение антидискриминационного законодательства связано с правом на гражданство в результате недавней реформы закона "Салвини-лау" 2018 года и закона "Салвини-бис", одобренных в октябре 2020 года, которые сокращают период между подачей заявления на итальянское гражданство и его фактическим получением. Последняя реформа в области приобретения итальянского гражданства подтверждает то, что было установлено в предыдущем законодательстве, т.е. отказ от гражданства только в случае терроризма или в случае вынесения судебного приговора в рамках итальянского уголовного законодательства, и это де-факто является очередной поправкой к предыдущему законодательству по этому вопросу. В настоящее время критериями для подачи заявления на получение итальянского гражданства являются следующие:

  • По праву рождения (можно подать заявление по достижении 18 лет)
  • Путем усыновления
  • Путем бракосочетания
  • По месту жительства
  • По особым заслугам

Право на гражданство по-прежнему является спорным моментом в политических дебатах с такими партиями, как Лега и Фрателли д'Италия, которые решительно выступают против идеи облегчения легализации положения иммигрантов и других иностранных и этнических меньшинств. Это усложняет и зачастую затрудняет более либеральным политическим силам задачу полного обновления и пересмотра законодательства по этому вопросу. В последнее десятилетие в коллективном воображении итальянского населения наблюдается постепенное ухудшение восприятия иностранца или мигранта, что подразумевает также популярность и политический успех ультраправых партий и движений, а также рост нетерпимости и предрассудков в отношении меньшинств, проживающих в Италии.

В таких условиях любые изменения или поправки, внесенные в предыдущее законодательство по вопросам миграции и прав меньшинств, развивались медленно и небольшими шагами, с тем чтобы избежать народного возмущения по этому вопросу. Еще одним меньшинством, которое часто подвергается дискриминации, является сообщество ЛГБТ, представители которого пытаются лоббировать власти и общественное мнение, добиваясь признания их прав и достоинства. ЛГБТ-сообщество по-прежнему ожидает от итальянских властей изменения так называемого "Legge Cirinná" 2016 года, который, по сути, регулирует деятельность гомосексуальных пар. В действительности, Италия является 35-й страной из 49 европейских стран, где права ЛГБТ-сообщества едва признаются. И если в 16 европейских странах и брак, и гражданский союз пользуются одинаковыми правами, то в Италии эти два гражданских права не обязательно дублируют друг друга. Это указывает на все еще высокий уровень гражданской дискриминации в отношении ЛГБТ-меньшинства, которое едва ли может пользоваться одинаковыми правами гетеросексуальных пар в аналогичной ситуации. В области гендерного равенства и прав ЛГБТ-сообщества Италии еще предстоит проделать большую работу.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа