ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Соблюдение законодательства, уголовные дела, приговоры судов

Соблюдение законодательства, уголовные дела, приговоры судов

В целом антидискриминационное законодательство соблюдается итальянскими властями. Более того, в 2004 г. в Италии было создано Национальное ведомство по противодействию расовой дискриминации (UNAR). В его компетенцию входит оказание помощи жертвам дискриминации в удовлетворении их жалоб, проведение независимых исследований по вопросам дискриминации, поощрения, принятия конкретных мер,направленных на устранение,или компенсацию убытков,причиненных людям определенной расы или этнического происхождения, выдача заключений и предложение законопроектов, касающихся расовой и этнической дискриминации, выдача рекомендаций по вопросам,касающимся расовой и этнической дискриминации и распространения информации о правилах на равные права, независимо от их расового или этнического происхождения.

UNAR представляет правительству ежегодные доклады с рекомендациями о дальнейших мерах в сфере борьбы с ксенофобией и дискриминацией. В 2011 г. полномочия ведомства были расширены за счет передачи ей проблематики, касающейся сексуальной ориентации и гендерной принадлежности, возраста, инвалидности,религии и убеждений .Однако, при этом у UNAR нет права возбуждать судебное дело и его вмешательство ограничивается консультативными заключениями. В марте 2015 г. UNAR провело просветительскую кампанию в школах и СМИ «Выключи дискриминацию, включи права», направленную на пропаганду толерантности и борьбу с дискриминацией и расизмом.

По инициативе депутата Фиаммы Ниренштайн, был создан Межведомственный комитет по борьбе с антисемитизмом. В 2013 г. рабочая группа внутри комитета представила доклад, посвященный проблеме антисемитизма, в частности осветила проблему онлайн-публикаций в Интернете и в социальных сетях. На основании этого в Италии началась активная блокировка интернет-страниц расистского и ксенофобского содержания.

Некоторые муниципальные органы власти работают над программами, которые направлены на включение цыган в общественную жизнь Италии. Комплекс мер предполагает: «облегченные» условия зачисления цыганских детей в школы, беспрепятственный доступ на рынок рабочей силы, медицинское обслуживание на румынском языке.

В 2015 г. был принят ряд мер, ограничивших произвол в отношении нелегальных мигрантов — введен контроль над местами предоставления убежищ, запрещен предварительный арест мигрантов до решения об их депортации. Также был принят ряд мер по интеграции мигрантов на местном уровне . В результате иммигранты стали лучше адаптироваться к новой жизни и у них появились пусть небольшие, но дополнительные средства к существованию.

В 2015 г. борьба с терроризмом была поручена Департаменту МВД по борьбе с мафией, который был переименован в «Департамент по борьбе с мафией и терроризмом» . Был также создан специальный отдел для предотвращения преступлений ненависти со стороны представителей армии и полиции - Отдел по контролю за безопасностью и актами дискриминации (OSCAD).

В 2013 г. был зафиксирован ряд нарушений миграционного законодательства со стороны властей. Правозащитники не раз критиковали Италию за жестокое обращение с беженцами во временном центре приема беженцев на о. Лампедуза. После показа по европейским телеканалам в декабре 2013 г. кадров из этого центра, которые многим наблюдателям напомнили кадры нацистских концлагерей, еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем заявила, что Италия может быть лишена помощи из европейских фондов для решения проблемы незаконной иммиграции, а прокуратура города Агридженто открыла расследование по фактам плохого обращения с беженцами в центре временного приема.

Италия является одной из стран ЕС, не публикующих статистику о преступлениях ненависти. В своем докладе по Италии Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью за 2012 г. указала на неудовлетворительное положение дел с регистрацией преступлений на почве ненависти. Комиссия констатировала, что в Италии практически отсутствует какая-либо статистика, которая позволяла бы судить о количестве преступлений, уровне их раскрываемости, компенсациях жертвам расизма и ксенофобии и т.д . Италия также не предоставляла статистической информации о количестве судебных решений, компенсациях жертвам расизма, ксенофобии и т. д. Представители Комитета ООН по расовой дискриминации также отмечали крайне низкое, по сравнению с числом зафиксированных случаев дискриминации, число судебных процессов и осуждений лиц, виновных в дискриминации и преступлениях на почве ненависти.

В годовом отчете о преступлениях на почве ненависти в регионе ОБСЕ за 2011 г. Италия заявила о том,что она не предоставляет общественности информацию о преступлениях на почве ненависти. Практика показывает, что политика сокрытия такой статистики всегда отрицательно сказывается на динамике как самих преступлений, так и их реальной раскрываемости. Можно говорить о попытках «бытовизации» расистских преступлений. В случае с убийством пакистанца в 2014 г. полиция отказалась рассматривать расистскую мотивацию . Проблему неполноты статистики признают и власти. Так, в UNAR полагают, что зарегистрированные в 2014 г. 1400 случаев дискриминации, 70% из которых приходится на дискриминацию по признаку расы и этноса, — «лишь верхушка айсберга». Проблемы с непредставлением статистических сведений о преступлениях ненависти продолжаются до настоящего времени, как об этом свидетельствует доклад, опубликованный Европейской комиссией против расизма и нетерпимости в июне 2016 г.

В то же время итальянское законодательство преследует, хотя и с оговорками, распространение расистских идей,направленных на изменение настроений широкой общественной аудитории. Под это понятие попадает пропаганда ненависти в Интернете. В 2013 г. правоприменительная практика в этой области продемонстрировала позитивную динамику. Например, 24 января итальянская полиция провела спецрейд, в ходе которого в нескольких городах страны были арестованы ультраправые экстремисты, подозреваемые в пропаганде расовой ненависти и антисемитизма, а также в избиении еврейского школьника. В апреле 2013 г. четыре человека из Интернет-группировки ''Stormfront Italia '' были осуждены за пропаганду расистских идей на интернет-страницах итальянского представительства газеты Stormfront. Все четверо были арестованы сразу после закрытия веб-сайта.

Появились и относительно жесткие приговоры за подготовку терактов на почве ненависти. Так,19 мая суд г. Бреши приговорил к пяти годам и четырем месяцам лишения свободы 22-летнего выходца из Марокко Мохаммеда Жермона за подготовку к теракту в главной синагоге Милана и в еврейской школе. В 2013 г. итальянские власти провели целый ряд превентивных мероприятий, направленных на борьбу с правыми экстремистами. В частности,был запрещен ежегодный неонацистский рок-фестиваль в Кальяри. Эта же традиция была продолжена в 2014 г. 6 августа 2014 г. министр внутренних дел Италии Анджелино Алфано издал распоряжение о немедленном выдворении из страны радикального имама Рауди Абдельбара. Полиция заявила, что имам представляет угрозу для национальной безопасности.

Можно отметить ряд запретов на демонстрации для ультраправых в 2014 г. (Винценца, 6 марта , Венеция, 25 марта ). Впрочем, скорее этот запрет был вызван не лозунгами демонстрантов, а опасностью их столкновений с антифашистами. 29 ноября 2014 г. Штаб-квартира полиции в Милане официально предупредил организаторов митинга "Хаммерфест" о запрете на всякие высказывания и действия на почве расовой дискриминации.

9 января 2014 г. был вынесен приговор троим боевикам Casa Pound за избиение антифашиста в Лечче. Они были приговорены к лишению свободы на 1,5 года. 31 января 2014 г. апелляционный суд в Болонье вынес приговор по делу восьми пармских полицейских, ошибочно арестовавших в сентябре 2008 по обвинению в наркоторговле студента-африканца и пытавших его, чтобы выбить показания. Впервые приговор был вынесен в 2011 г. судом Пармы, но осужденные подали апелляции, и теперь они были приговорены к лишению свободы на срок от 2 лет и 10 месяцев до 5 лет и штрафу в размере 135'000 евро.

19 июня 2014 г. Э. Морони , отправивший посылки со свиными головами в синагогу Рима, посольство Израиля и музей Трастевере, был приговорен к 10 месяцам тюремного заключения.

11 июля 2014 г. был приговорен к 10 годам лишения свободы неонацист, напавший в январе 2013 г. на студента.

В нескольких случаях суд исправил неправомерные действия полиции. 1 апреля 2014 г. в Тиволи прошел суд над антифашистами, расписавших мавзолей фашистского генерала Грациани антифашистскими граффити . Они были оправданы за отсутствием состава преступления. 10 июля 2014 г. были оправданы более 60 антифашистов, протестовавших против открытия офиса «Новой силы» в Бергамо в 2009.

Все это говорит о том, что в целом отношение к преступлениям на почве ненависти в стране начинает меняться. Однако, в 2014 г. фиксирвались и достаточно странные действия правоохранительных органов, смахивающие на попустительство ксенофобии. 18 ноября 2014 г. Апелляционный суд Рима снизил наказание неонацистам из Интернет-группировки ''Stormfront Italia '', осужденных в 2013 г., мотивируя это тем, что на их сайте была только пропаганда. Суд снизил наказание с исходных 3 лет до 2 лет и 6 месяцев для Даниэле Скарпино (идеолог группы), и 2 года и 2 месяцев для Мирко Альта (советник группы), Диего Маси и Лука Киампагила (модераторы сайта). 9 декабря суд города Варезе оправдал 22 человек, первоначально обвиняемых в «апологии нацизма» за пение нацистских гимнов в день рождении Гитлера. Суд решил, что пение нацистских песен не является оправданием нацизма и не провоцирует расовую ненависть.

В попытке сдержать и контролировать преступления на почве ненависти, а также для борьбы с дискриминацией в отношении иммигрантов и меньшинств, полицейские силы Италии (карабинеры и государственная полиция) создали специальный Отдел по контролю за безопасностью и актами дискриминации (OSCAD), который взял на себя функции по сбору информации о проявлениях дискриминации, расизма или преступлениях на почве ненависти.

Ни в одном из источников за 2015 г. нет каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о злоупотреблении итальянскими полицейскими силами или о проявлениях в рассматриваемый период институционального расизма в отношении иностранных граждан или представителей меньшинств, что было весьма распространено еще в 2014 году. В целом, можно сделать вывод, что в 2015 году мы наблюдаем прогресс в работе правоохранительных органов Италии в деле защиты прав меньшинств и мигрантов.

В частности, на региональном уровне (например, в Лацио) здесь стали реализовывать программу по интеграции мигрантов в рабочую среду. В результате иммигранты стали лучше адоптироваться к новой жизни и у них появились пусть небольшие, но дополнительные средства к существованию.

То же самое происходит и с интеграцией цыган. Например, в соответствии с Программой содействия взаимопониманию между общинами рома и итальянским населением, которая реализуется там на средства Европейского социального фонда, также присутствуют элементы интеграции цыган в рабочую среду Кроме того, в рамках плана "Европа 2020" здесь в 2015 году здесь стали выделяться средства на развитие культуры рома.

Cогласно отчету итальянских спецслужб за 2016 год, они активно отслеживали деятельность в интернете не только исламистов, но и таких право и леворадикальных группировок как Casa Pound и ее студенческая ассоциация Blocco Studentesco; Blocco Lavoratori Unitario e Ambientalista; LFCA (La Foresta che Avanza); Форза Нуова; "Национально-революционная группа «Милиция»; Lotta Europea и Movimento Sociale per l'Europa.

По их оценке, правый радикализм становится постепенно одной из самых серьезных проблем Италии, поскольку уровень притока молодежи в эти организации демонстрирует самые высокие показатели за последние 20 лет.

Итальянские власти объясняют это увеличением числа иммигрантов, прибывающих к итальянским берегам, а также неопределенностью в будущем и хроническим финансово-экономическим кризисом, который испытывает страна. К этому стоит также добавить, что Италия остается пока транзитной зоной для исламистских группировок и ее пока обходит волна террора, развязанная исламскими радикалами в Европе.

В тоже время, в Италии существует самое либеральное антирасистское законодательство, страна не присоединилась к ст.4 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а привлечение к ответственности за «язык вражды» крайне затруднено необходимостью доказывать намерение «изменить поведение широкой аудитории» и т.д. Таким образом, внимание итальянских властей к распространению ненависти в Интернете не трансформировалось в правовое преследование экстремистов.

В период 2019-2020 годов Италия участвовала в нескольких инициативах, предложенных международными органами, такими как, например, Европейский союз, но при этом она также поощряла антидискриминационную практику и деликатную кампанию против многообразия на национальном уровне, особенно после "дела Вилли Монтейру Дуарте", которое шокировало общественное мнение. Вышеупомянутое дело касается убийства по расовым мотивам молодого человека (21 год) доминиканского происхождения, выросшего в Коллеферро (небольшой городок в регионе Лацио). В сентябре 2020 года Вилли был избит до смерти четырьмя итальянскими специалистами по боевым искусствам. Вскоре после этого четверо итальянцев опубликовали в Интернете комментарии явно расистского содержания, чтобы прокомментировать это событие. Убийство в сентябре этого молодого человека и смена правительства привели к сдвигам на институциональном уровне, и итальянские власти, похоже, теперь более активно участвуют в антидискриминационных кампаниях по вопросам законодательства, а также обращаются к чувствительному к этому вопросу общественному мнению.

Среди антидискриминационной практики, применяемой правительством, существует также возможность для иммигрантов, проживающих в стране на законных основаниях, получить доступ к так называемому "reddito di cittadinanza" (доход от гражданства) - ежемесячному пособию, на получение которого имеют право безработные или малообеспеченные итальянцы. Это большой шаг вперед в деле обеспечения равенства между различными социальными и этническими группами, проживающими в стране. Как представляется, на институциональном уровне ситуация 2019-2020 годы улучшилась.

В борьбе с преступлениями на почве ненависти итальянские учреждения присоединяются к инициативам, которые были предприняты в этом смысле международными организациями, как, например, инициатива Европейского союза. Речь идет о пятилетнем плане (2020-2025 годы), который, как можно прочитать в опубликованном докладе, конкретно касается проблемы преступлений на почве ненависти в Европе. Италия, будучи европейским государством-членом, обязалась присоединиться к плану эффективной борьбы с широко распространенными расовыми предрассудками, столь распространенными в Италии в последнее десятилетие.

Итальянские власти, как правило, сохраняют контроль над распространением экстремистских взглядов, и для решения этой конкретной проблемы в Италии существует специальное полицейское управление - DIGOS (политическая полиция), которое действует в этом смысле с 1970-х годов из-за политического терроризма, которому страна подвергалась в период между 1970-ми и 1980-ми годами. Превентивные меры, принимаемые для того, чтобы избежать распространения радикализма или финансирования экстремистских групп, предусмотрены в рамках мер по борьбе с мафией, которые были приняты в ходе обновления законодательства по этому вопросу в 2015 году.

В связи с этим были расширены законодательные полномочия Генерального прокурора по борьбе с мафией, который также стал отвечать за мониторинг возможной террористической деятельности на территории страны. В результате этого были усилены разведывательные службы и специальные подразделения полиции по борьбе с мафией, с тем чтобы противостоять возможному восстанию радикальных групп и терроризму. Как уже разъяснялось в соответствующих подразделах настоящего доклада, присутствие исламского радикализма относительно невелико. Однако обновленное в 2015 году и действующее в настоящее время законодательство о мониторинге, контроле и пресечении деятельности полицейских подразделений и разведывательных служб на территории, как представляется, является достаточным для предотвращения распространения экстремистской и террористической деятельности на территории страны.

В 2018-2020 гг. в Италии также имели место некоторые случаи исламского радикализма. Департамент политической полиции Италии расследовал случаи распространения идеологии насилия с террористическими целями, уделяя особое внимание некоторым районам на севере страны, где концентрация мусульманского населения выше. В некоторых случаях мы видим итальянцев, обращенных в ислам, и зачисленных в ISIS для того, чтобы быть иностранными боевиками в Сирии. В этом аспекте следует также упомянуть неонацистский радикализм и терроризм с некоторыми эпизодами, которые итальянская полиция приписала обвинениям в терроризме. Особенностью этого вида ультраправого терроризма является его практическое отсутствие офлайн и сильное присутствие в Интернете. Многие группы, как в Италии, так и во всем мире, присоединились к белым супрематистам и проповедуют "теорию белой расы" или планируют террористические атаки на итальянское еврейское и мусульманское меньшинство.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа