В ирландском обществе отмечается достаточно сильная цыганофобия, исламофобия и мигрантофобия. По данным проведенного в 2010 г. исследования среди подростков (10-17 лет) дети иммигрантов на 6% чаще страдают от издевательств. Их чаще не принимали в общие игры или что-то крали у них .
В июне 2014 года “Hate and Hostility Research Group” и “Irish Research Council" опубликовали отчет, в котором освещается антимусульманский расизм в Ирландии. 58% опрошенных мусульман испытали расизм на протяжении последних четырех лет. 36% участников опроса считают, что они подверглись расизму потому, что были идентифицированы, как мусульмане, а 22% сообщили, что в течении года они стали жертвами физических нападений. Физические нападения варьировались от ударов и толчков, до срывания хиджабов и плевков.
С другой стороны, 20 августа 2014 года были опубликованы результаты социологического исследования, проведенного по заказу издания Sunday Times, которое обнаружило, что 86 процентов ирландцев позитивно относятся к гомосексуальным отношениям, а 75 процентов респондентов считают, что однополые пары должны получить право усыновлять детей.
За два года, c 2015 по 2017 гг. иммиграция увеличилась с 69 300 в год, (апрель 2015 года), до 84 600 в год, (апрель 2017 года), включая граждан Украины и Грузии, которые получили право безвизового въезда в страну. При этом за этот период серьезных изменений в иммиграционном законодательстве не произошло.
Надзор за исполнением иммиграционного законодательства в Ирландии является формальным обязательством Национального иммиграционного бюро полиции (GNIB), которое было создано в мае 2000 года. Они участвуют в исполнении распоряжений о депортации, оперативных решениях, касающихся въезда и выезда мигрантов и в мероприятиях по предотвращению торговли людьми в стране. Тяжелая политизация проблемы лиц, ищущих убежища, в период 1999-2004 годов привела к тому, что просители убежища были удалены из основной системы социальной защиты с ответственностью, переданной Министерству юстиции по вопросам равенства и правовой реформы.
По сравнению с другими европейскими странами число иностранных лиц, задержанных в отношении иммиграционных целей в Ирландии, относительно невелико - с 351 заключенным в тюрьму в 2015 году. Однако Ирландия является одной из немногих стран Европы, которая использует тюрьмы для содержания иммигрантов. В июле 2017 года, например, произошел случай с бразильской женщиной Палома Апарезида Сильва-Карвалью, которой было отказано во въезде в Ирландию, но при этом ее заключили в тюрьму в Маунтджу в Дублине, пока общественный протест не освободил ее. В недавнем докладе Ирландского центра поддержки иммиграции говорится, что переполненность и преступность в центрах содержания под стражей являются общими и критикуют ирландскую иммиграционную систему за работу в двухуровневой системе, в которой аэропорт Дублина имеет гражданский пограничный контроль и операции под руководством полиции другие порты ввода. Ирландия намерена открыть свой первый иммиграционный следственный изолятор в Дублинском аэропорту в 2018 году.
В то же время, хотя отношение к мигрантам ужесточилось в Ирландии после экономического спада в 2008 году, ирландское общество, в основном,является одним из наиболее толерантных среди рассматриваемых стран. Более того, среди более образованных слоев общества, этот эффект более выражен - безработица, в которой обвиняют иммигрантов, более остро ощущается среди когорт с более низкой квалификацией в области образования.
Несмотря на это, сохранялись предвзятые опасения по поводу присутствия сирийских мигрантов - 62% ирландцев обеспокоены тем, что террористы могут въехать в Ирландию, используя программу поддержки мигрантов, и только 19% согласны с тем, что исламские общины делают достаточно, чтобы адаптироваться к ирландскому образу жизни. Более того, тот же опрос показал, что 53% ирландских граждан не считают, что исламское сообщество делает достаточно, чтобы побудить мусульман адаптироваться к ирландскому образу жизни. Это основывается на предыдущих исследованиях, которые иллюстрируют затяжные антимусульманские предрассудки в ирландском обществе, при этом 22% ирландских граждан желают полного запрета на мусульманскую миграцию.[1]
Еще одна группа меньшинств, которая настойчиво представлена в негативном свете в Ирландии, является сообщество путешественников. В опросе от октября 2017 года только 9% респондентов хотели бы, чтобы член семьи женился на человеке из этой группы. Более того, в то время как 47% людей готовы были взять на работу поляка, только 25% приняли бы путешественника в качестве коллеги по работе. В более раннем опросе 52% ирландского населения высказались против того, чтобы путешественники были этническим меньшинством; это было в отличие от 81% ирландских парламентариев, поддерживающих эту меру. Несмотря на признание их уникальной этнической идентичности в марте 2017 года, картина все еще остается мрачной для этого меньшинства в Ирландии - только 16% путешественников завершают обязательное образование, большинство имеет широкий пессимизм по поводу своих жизненных шансов. Эта картина предвзятых чувств также может быть распространена на 5000 цыган, причем только 25% ирландских граждан заявили, что они примут в страну «некоторых» или «многих» мигрантов из рома.[2]
Согласно исследованию американской социологической службы Pew Research, опубликованному в октябре 2018 г., 60% ирландцев позитивно относятся к мусульманам и были готовы принять их в свою семью. Для евреев эта цифра увеличилась до 70%. 66% позитивно воспринимают сексуальные меньшинства. Только 20% молодых жителей страны выступают против однополых браков. Это достаточно высокие показатели толерантности для Европы.
В июле 2020 года было опубликовано исследование ирландского Института экономических и социальных исследований, которое исследует латентное отношение ирландцев к меньшинствам. Результаты были ошеломляющими. Так, если 66% опрошенных открыто поддерживали приезд большего числа чернокожих в Ирландию, этот показатель снизился до 51%, когда респондентам дали возможность скрывать свои данные. Меньшее количество людей открыто поддерживало увеличение мусульманской иммиграции, при этом не было никаких доказательств того, что люди скрывают свое отношение. До 53% снизилось и позитивное отношение к мусульманам.
Годом позже, в июле 2021 года Бирмингемский университет провел новое исследование, которое показало, что 44,6% респондентов признали негативное отношение к ирландским кочевникам пэйви, за ними следуют мусульмане (25,9%), а затем пакистанцы (14,5%). Негативное отношение к евреям при этом составляет 8,5%. Если говорить о пэйви, то их показатель лучше на 5,4% показателя марта 2000 года, однако такая разница вполне можно списать на статистическую погрешность. Впрочем, этот показатель намного ниже показателя отношения к ним со стороны сотрудников полиции (Garda) - опрос, результаты которого были опубликованы в августе 2020 года показал, что почти 100% опрошенных полицейских отрицательно относились к кочевникам, и почти 73% отрицательно относились к цыганам, значительная часть отрицательно относится к индийцам, пакистанцам, арабам и чернокожим африканцам.