ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Ксенофобная риторика

Ксенофобная риторика Хорватская оппозиция выступила против официального использования в Вуковаре языка сербского меньшинства.

Несмотря на в целом толерантный настрой хорватских властей, повседневная реальность по-прежнему характеризуется ксенофобской риторикой, в основном исходящей от оппозиционных политиков, стремящихся использовать националистические настроения в определенных кругах хорватского общества.

2 сентября 2013 г. лидер оппозиционного Хорватского Демократического союза Томислав Карамарко заявил о надписях на кириллице: «Эти надписи должны появляться лишь там, где они способствуют сотрудничеству и взаимопониманию между хорватским большинством и сербским меньшинством. В настоящий момент этого не происходит. Власти лишь раздражают людей и оскорбляют их чувства».

Заместитель председателя Хорватского собора (парламента) и член президиума ХДС Желько Райнер 2 декабря 2013 г. заявил «Известиям», что его партия выступает за уважение традиционных ценностей народа и государства. Внесение в Конституцию положения о браке, по его мнению, не вызовет дискриминации чьих-либо прав. Политик выразил неудовлетворение агитацией, которую проводили защитники прав ЛГБТ, назвав ее «большой политической игрой».

20 декабря 2013 г. парламент Хорватии из-за протестов одной из коалиционных партий не смог принять поправки, запрещающие проведение референдума по темам, которые, помимо прочего, «относятся к ограничению или уменьшению прав человека и основных свобод».

В ходе предвыборной кампании в Европарламент в 2014 году в хорватском городе Слатине, Ружи Томашич, ставший в дальнейшем депутатом ЕП, сказал: "Я думаю, что это Хорватия, а все остальные гости в этой страна", имея в виду национальные меньшинства. Это утверждение не может быть близко современным европейским демократическим основам. Депутат парламента Милиян Бркич в 2015 году также сделал заявление о том, что «в хорватском государстве, наряду с национальными меньшинствами, которым очень гарантированы конституционные права, все решают хорваты».

Как и в других странах мира, всплески ксенофобской риторики происходят в Хорватии, прежде всего, в ходе предвыборных кампаний. Так например, в период предвыборной кампании 2015 года правозащитная организация "Дом прав человека" проводила мониторинг СМИ в период выборов. Они выявляют конкурентов на выборах и других субъектов и средства массовой информации, которые публикуют несправедливые, дискриминационные и стереотипные заявления. Исследование было проведено по шести ежедневным газетам, шести еженедельным газетам, трем новостным программам центрального телевидения, трем телевизионным ток-шоу, одной радиопередаче в прямом эфире и восьми страницам новостей в Интернете. Мониторингу подверглись все СМИ с 1 октября по 13 ноября – тем самым отслеживая завершающий период неформальной предвыборной кампании, официальную кампанию, а также непосредственное эхо парламентских выборов.

Анализ показывал, что высказывания, в которых присутствовала стереотипная и дискриминационная речь разной интенсивности, появлялись практически ежедневно. Во многих случаях кандидаты или другие лица, с которыми проводились интервью, несли ответственность за дискриминационные высказывания, особенно во время прямых телетрансляций. Но в других случаях журналистам и редакторам не удавалось повлиять на содержание или тон, а своей реакцией - или ее отсутствием - молчаливо одобряли слова или даже усиливали их.

На рубеже 20-х гг. 21 века ксенофобская риторика в основном касалась сербского меньшинства. Так например, в декабре 2021 года президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что в истории были события и похуже, и к событиям в Сребренице следует найти новое название, отличное от «геноцида». «Сребреница — это не то же самое, что Холокост, это не то же самое, что Ясеновац», — сказал Миланович, выступая перед прессой в городе Комия на хорватском острове Вис, - ... Если все будет геноцидом, нам придется найти другое название для того, что нацисты и немецкая машина сделала с евреями во Второй мировой войне. Это Холокост, но это также и геноцид. Не все жертвы одинаковы, это релятивизация», — сказал он, отвечая на вопрос, считает ли он Сребреницу геноцидом.

Бывший президент Грабар-Китарович, принадлежащая к партии ХДС, неоднократно выражали свою поддержку хорватскому военному преступнику Слободану Праляку, восхваляла его задолго до его смерти, написав в в 2017 году, например, что «вклад генерала Слободана Праляка в защиту Хорватии и Боснии и Герцеговины от великосербской агрессии и защиту выживание хорватского народа в его исторических местах во время Отечественной войны [войны 1990-х годов в Хорватии] имеет большое значение». Грабар-Китарович продолжала восхвалять его как национального героя до конца своего президентского срока. В декабре 2019 года, она разместила в социальных сетях фотографию Пальяка вместе с фотографией хорватского флага и креста в явной попытке привлечь правых националистически настроенных избирателей. В 2017 году Праляк вместе с пятью другими хорватскими чиновниками был осужден Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) за совершение преступлений против человечности в Боснии и Герцеговине.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа