Арест греческой полицией лидера неонацистской партии «Золотая заря» Никоса Михалолиакоса.
Греция относится к категории стран, которые не раскрывают статистику по преступлениям на почве ненависти. Между тем, начиная с 2014 года, наблюдается явное снижение уровня насилия против личности на этой почве. В основе этого лежит ужесточение антиэкстремистского и антирасистского законодательства в рассматриваемый период, квалификация расизма как отягчающего обстоятельства при совершении уголовных преступлений, а также репрессии против неонацистской партии "Золотая Заря", которым не помешало даже то, что эта партия имеет третью фракцию в парламенте. Например, в августе 2014 г. обвинения были предъявлены 78 ее членам (в том числе всей фракции в парламенте страны)
В соответствии с антиэкстремистским законодательством страны, в феврале 2014 г. Верховный суд Греции одобрил отмену государственного финансирования для этой партии. свое решение суд обосновал требованиями греческой конституции, которая уточняет, что государственное финансирование политической партии должно быть прекращено, если ее члены привлечены к уголовному расследованию. Поскольку многие члены "Золотой Зари" находятся под следствием за преступления на почве ненависти, а многие уже и осуждены судом, государственное финансирование должно быть прекращено. Однако, если бы депутаты оказались невиновны, финансирование должно было бы быть восстановлено, а конфискованные средства возвращены владельцу.
Более активно стала действовать и полиция в вопросах расследования преступлений на почве ненависти, а суды стали выносить больше обвинительных приговоров по этим делам. В то же время параллельно вскрылись многочисленные случаи не только инертности в системе правоохранительных и судебных органов, но и институционального расизма. Для властей по-прежнему проще осудить преступника за бытовое преступление, чем признать, что имел место мотив ненависти.
Тем не менее, обвинительные приговоры по таким делам все меньше рассматриваются как сенсация. По информации прокурора по делам о насильственных преступлениях на почве расовой ненависти Хелен Тулупакис (Helen Touloupakis), с сентября 2014 года по июль 2016 года, в следственное и судебное производство поступило более 80 уголовных дел, касающихся таких проявлений расизма как угрозы или избиения в отношении мигрантов. Делам был дан ход после сбора соответствующей информации в основном посредством жалоб и материалов СМИ. Среди 80 случаев, наиболее важными считаются те, которые касаются физического насилия в отношении мигрантов, прежде всего со стороны полиции, а также физические нападения со стороны ультраправых групп Combat 18 и неонацистов из "Золотой Зари". Более половины из этих случаев, 34, находятся в стадии предварительного следствия, 17 вошли в файл неустановленных преступников, а 10 переданы в прокуратуру иностранных властей соответствующей юрисдикции. В основном это нападения на еврейские кладбища, на мигрантов и цыган.
В результате в стране произошли существенные сдвиги. Греция, несмотря на системные проблемы в борьбе с дискриминацией, смогла резко снизить число и уровень тяжести преступлений на почве ненависти и сократить активность национал-радикалов. Одной из основных причин стало наличие политической воли со стороны властей и фактически "ручное управление этим процессом" со стороны политического руководства страны.
Итог - взрывной рост ненасильственных преступлений на почве ненависти, зарегистрированных правоохранительными органами (более, чем на 276%) и снижение на 19% числа насильственных преступлений. Это говорит о том, что полиция стала выполнять свою работу более качественно - уголовные дела стали возбуждаться там, где они раньше не возбуждались, например в Интернете. Это возымело очевидный профилактический эффект - желающих совершить насильственные преступления на почве ненависти в 2015 году стало меньше. При этом следует помнить, что еще в 2013 году Греция лидировала в антирейтинге стран, подверженных идеологии ненависти. Это страна, в которой до недавнего времени не были сенсацией политически мотивированные убийства и даже террористические акты, а неонацисты активно совмещали парламентскую деятельность с уличной активностью.
Целый ряд важных инициатив был реализован в 2015-1026 гг. в отношении беженцев. Массовое прибытие беженцев достигло огромного числа во второй половине 2015 года (911'471 арестов нелегальных иммигрантов в портах Греции оказалось рекордным по сравнению с 77'163 в 2014 году, согласно статистическим данным греческой полиции). Оно составило огромную нагрузку на административный механизм страны.
После завершения сделки между Турцией и Европой по вопросу о беженцах произошли следующие позитивные изменения: 1) Правительством СИРИЗА было принято Положение о свободном передвижении в центрах временного размещения для лиц, ищущих убежища. 2) Были урегулированы вопросы, касающихся несовершеннолетних без сопровождения. 3) Была создана нормальная процедура по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища и предоставлении статуса лица, ищущего убежища по гуманитарным соображениям.
Интересно, что греческие власти стараются бороться с ксенофобными настроениями, растущими среди греков в связи с прибытием в их страну рекордного числа беженцев. Для этого они проводят разъяснительную работу с людьми. Так, в 2015 году правительство совместно с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев провело опрос среди самих беженцев . Он позволил составить социологический портрет среднего иммигранта из Сирии. Как выяснилось, 86% беженцев имеют высшее или среднее образование, при этом студенты были самой многочисленной группой среди опрошенных. Многие были разлучены со своими семьями и потеряли с ними связь, 6% - несопровождаемые или разлученные с семьями дети. 5% были жертвами пыток, 65% заявили, что не имеют специфических потребностей. Большинство опрошенных беженцев намеревались ходатайствовать о предоставлении убежища в других странах ЕС, прежде всего в Германии. Эта информация была немедленно растиражирована местными газетами, что не только снизило уровень напряженности, но и привело к росту денежных пожертвований со стороны греков на нужды беженцев.[1]
В сентябре 2019 года греческий кабинет министров принял решение продолжить реализацию нескольких амбициозных программ, направленных на облегчение бремени, лежащего на восточных эгейских островах, в связи с возросшим притоком беженцев и мигрантов, прибывающих в Грецию через Турцию. Основная программа, которая полностью финансируется Европейской комиссией, предусматривает перевод 40 000 беженцев и иммигрантов либо на материк в Греции, либо в другие страны.
Ожидается, что в общей сложности 16 000 дополнительных беженцев и мигрантов будут доставлены по всей стране в рамках другой греческой программы "Гелиос" в специально оборудованные лагеря или отели и мотели. Правительство Греции также решило приступить к строительству закрытых центров для тех, кто въехал в страну нелегально и не имеет права на убежище, или тех, чьи ходатайства были отклонены. Греция также намерена увеличить число репатриантов тех, кому не был предоставлен статус беженца, на 10 000 человек до декабря 2020 года.
Также Правительство Греции очень скоро представит законопроект, направленный на ускорение процедур с целью более оперативного определения того, следует ли предоставлять мигрантам статус беженца или же их следует депортировать. Законодательство будет также направлено на создание схемы "безопасной страны" на основе международного соглашения, в соответствии с которой лица, подлежащие депортации, могут безопасно уехать в другую страну. Греция сделает совместную презентацию для ЕС, наряду с Кипром и Болгарией, другими близкими к Турции странами-членами ЕС, по предложению о сокращении числа мигрантов, прибывающих на берега стран ЕС из Турции. Параллельно с этой встречей заместитель министра защиты гражданина Греции Элефтериос Эконому в понедельник публично признал, что Греция переживает национальный кризис в отношении количества мигрантов, прибывающих на ее берега.
Через семь лет после убийства в Керацини певца-антифашиста Павлоса Фиссаса и через пять с половиной лет после начала судебного процесса по делу партии "Золотой рассвет" суд в Афинах, состоящий из трех членов, вынес 7 октября 2020 года знаковый вердикт. По решению суда семь членов политсовета "Золотой рассвет", включая его лидера Никоса Михалолякоса, были признаны виновными в руководстве преступной организацией. Суд также признал виновным в участии в преступной организации 11 бывших депутатов "Золотой зари".
Суд также признал члена партии "Золотой рассвет" Гиоргоса Рупакиаса виновным в убийстве антифашистского певца Павлоса Фиссаса и еще девяти подсудимых, которые были соучастниками убийства. Суд также признал трех подсудимых виновными в покушении на убийство египетского рыбака Абузида Эмбарака и четырех подсудимых - в причинении тяжких телесных повреждений трем членам профсоюза ПАМЕ. Кульминацией длительного судебного процесса стало то, что некоторые участники назвали этот судебный процесс самым знаковым со времен Нюрнбергского трибунала над нацистами. Партия ассоциируется с целой серией серьезных нападений, восходящих к 1990-м годам, однако в течение многих лет политический класс Греции, казалось, неохотно применял закон: как сказал Костис Папайоанну, правозащитник, наблюдавший за судебным процессом, "давняя традиция безнаказанности за расистские нападения" позволила "Золотому рассвету" "уживаться" с Грецией". Есть утверждения, что некоторые полицейские сочувствуют "Золотой заре": прослушивание записей телефонных переговоров в суде выявило прямые контакты между членами "Золотой зари" и несколькими полицейскими чиновниками.
Есть и более широкие политические вопросы. Греческое общество, несомненно, должно получить ответ на вопрос о том, почему убийство грека Павлоса Фиссаса вызвало решительный ответный удар по "Золотой заре", когда хорошо документированная череда нападений на иммигрантов не дала такого же эффекта. Пожалуй, самая важная история, которую следует рассказать о суде - это не то, что он раскрыл о подсудимых, а то, что стало известно в результате о людях, которые сопротивлялись. Без правозащитников и следственных журналистов, которые кропотливо документировали насилие на почве расизма, антифашистских активистов, которые организовывали массовые протесты, добровольческих юридических групп, которые возбуждали частные дела, а также без жертв и свидетелей, которые давали показания в суде, этот вердикт не был бы вынесен. Расизм, дискриминация и ультраправый национализм не исчезли из Греции - и не исчезли в других странах - но движение, которое пыталось привнести туда самое ужасное насилие, было разбито вдребезги.