ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Рекомендации

Рекомендации

В современной Германии, также как и в большинстве других стран мира, остро стоят два вопроса: противодействие дискриминации и расширение прав меньшинств, а также повышение эффективности борьбы с преступлениями на почве ненависти. Соответственно в этом направлении будут работать и предлагаемые нами рекомендации:

I. Противодействие дискриминации, расширение прав меньшинств.

  1. Необходимо прислушаться к рекомендациям экспертов в области антидискриминационного законодательства и как можно быстрее принять изменения в Общий закон о равноправии (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz, AGG), расширив и уточнив каталог дискриминационных действий и критериев их определения. Изменения в данный закон могут быть внесены простым парламентским большинством, которое есть у правящей коалиции. Судебные решения, принятые не в пользу истцов, либо необходимость обращения в Европейский суд показывают, что недостаточно четко и подробно прописанные критерии в ряде случаев ведут к отсутствию правовой ответственности за дискриминационные действия.
  2. «Берлинский земельный закон против дискриминации» (Berliner Landesantidiskriminierungsgesetz, LADG) должен быть взят за основу для принятия подобного законодательства в других федеральных землях. Критику со стороны противников закона нельзя считать состоятельной. Именно люди с миграционным фоном, в виду недостаточного владения немецким языком, ограниченных финансовых возможностей, негативного опыта в стране исхода, где нет реальной возможности пожаловаться на действия представителя власти, а также недостаточного знания германского законодательства и правил взаимоотношений в обществе, становятся жертвами полицейского произвола, полного или частичного несоблюдения их прав. Одной из таких форм нарушения прав является дискриминация. Отрицательное отношение к системе подачи исков посредством организации со стороны противников LAGD не соответствует уже существующей юридической практике ФРГ. Такой вид иска уже давно применяется в различных областях германского права, в которых истец не может самостоятельно подать жалобу. К ним относятся охрана окружающей среды, защита животных (в семи федеральных землях даже утвержден список НПО, которые могут подавать такую жалобу), охрана прав инвалидов, в ряде случаев и защита прав потребителей. Логично было бы наделить такими полномочиями и авторитетные правозащитные организации в области борьбы с дискриминацией. Это увеличило бы количество исков и повысило шансы на успех в судах. Также нельзя согласиться с критикой усиления контроля действий полиции и других госслужащих.
  3. Крайне важно добиться синхронизации законодательства, соответствия нормативно-правовых актов в части борьбы с дискриминацией и защиты прав меньшинств, при всем осознании историческoго значения федерализма для Германии. В ФРГ на федеральном и, в особенности, на земельном уровне принимаются поправки к законам, направленные на улучшение существующей ситуации, но не являющиеся отдельными проектами. В Первом законе об изменении Закона Тюрингии о предприятиях общественного питания» (Erstes Gesetz zur Änderung des Thüringer Gaststättegesetzes) 2017 г., название которого не имеет прямых ссылок на антидискриминацонные меры, содержится ужесточение административного наказания (штраф) за дискриминацию по причине этнической или религиозной принадлежности при пресечении входа гостя на дискотеку в ходе фейс-контроля либо при посещении общепита.
  4. Для формирования позитивного общественного мнения исполнительным органам власти необходимо более активно информировать население о деталях законопроектов, направленных против дискриминации и ставящих своей целью пресечение преступлений на почве ненависти. Позитивный пример: вышеуказанные материалы, размещенные на городском сайте Берлина. Это помогает населению получить правдивую информацию из первых рук, способствует транспарентности власти, исключает негативные выводы на основании непроверенных сведений, полученных, к примеру, через «альтернативные» СМИ в социальных сетяхи т.д.
  5. В связи с тем, что далеко не все жители Германии в состоянии понять сложный юридический язык, изобилующий специальными терминами, рекомендуется размещать вышеуказанную информацию также простым и доступным языком. Такой подход уже применяется при публикации «облегченных» версий программ политических партий, постановлений правительства, инструкций и т.п. (т.н. leichte Sprache) и может быть расширен.
  6. Опыт работы земельных экспертных и мигрантских организаций показывает, что люди с миграционным фоном, становящиеся объектом дискриминации, нередко не знают о своих правах, в частности, о возможности подачи административной либо судебной жалобы, обращения к местному уполномоченному по борьбе с дискриминацией и/или е интеграционному уполномоченному. Для изменения ситуации необходимо как можно шире информировать население страны о возможностях, предоставляемых действующим законодательством. Для такие целей можно использовать интернет-сайты, рассылки, объявления и буклеты в ратушах. Наряду с немецким языком, рекомендуется использовать языки национальных меньшинств (родные и/или понятные для них): турецкий, арабский, русский, английский, французский, испанский, польский, греческий, сербский и хорватский, возможно, другие языки в местах компактного проживания представителей определенных диаспор. Такие постоянные информационные кампании должны проводиться на всех уровнях, заканчивая коммунальным (муниципальным).
  7. Экспертные круги ряда земель, например, Гессена, считают необходимым более активно привлекать к обсуждениям профильных законопроектов Советы иностранцев и Интеграционные советы (Ausländebeirat, Integrationsbeirat). Данные структуры, состоящие из активистов с миграционным фоном, как правило, без немецкого гражданства или обладающих двумя гражданствами, являются по своему принципу консультационными органами. В то же время они, консультируя исполнительную власть, мало участвуя в общественных дебатах относительно принимаемых законов. С учетом того факта, что вносимые законопроекты заранее публикуются на сайтах Бундестага и ландтагов, Советы могли бы вносить важные поправки и предлагать их депутатам. Также вовлечение Советов в этот процесс помогло бы повысить их популярность. В ряде регионов Германии эти органы формируются на основе конкурентных выборов, проводятся избирательные кампании параллельно с выборами в законодательные органы власти. Если в населенных пунктах крупных западногерманских федеральных земель значительное количество иностранных граждан проявляет интерес к работе в Совете, то в более мелких землях, а также на востоке страны интерес заметно ниже. Явка является одинаково низкой по всей Германии. Участие в процессе законотворчества, пусть и не напрямую, повысило бы желание инициативных жителей страны с миграционным фоном работать в Советах.
  8. Необходимо предпринимать больше усилий в вопросе просвещения населения Германии. Указанные в докладе опросы показывают, что значительная часть немецкого общества враждебно относится к исламу, воспринимает его не как религию, а в качестве политической идеологии. Это означает, что определенная часть национальных программ, направленных на укрепление толерантности, работает недостаточно эффективно.
  9. Несмотря на контраргументы некоторых экспертов, необходимj начать процедуру наблюдения спецслужбами не только за отдельными функционерами и внутрипартийными течениями AfG, но и за партией в целом. На основе результатов наблюдения можно будет принять решение о дальнейших действиях.
  10. Целесообразно расширить практику трех федеральных земель и создать в каждой федеральной земле независимые органы, в которые можно подать жалобу на неправомочные действия полиции во всем широком спектре: дискриминация, расизм, чрезмерное насилие, отказ фиксировать те или иные обстоятельства правонарушения и т.п. Именно широкий круг задач помог бы такой структуре избежать «обвинений» от части общества в рассмотрении «только одной» проблемы и «игнорировании» других.
  11. Принимая во внимание технические и структурные сложности, необходимо разработать новый механизм оценки эффективности работы национальных программ по укреплению толерантности и внедрению профилактических мер против идеологий ненависти. Утверждение правительством нового плана, что будет связано с пересмотром или переформатированием одних программ и началу других, является хорошим моментом для разработки такого механизма.

II. Борьба с преступлениями на почве ненависти.

Разработка конкретных предложений по усилению эффективности превентивных мер по борьбе с преступлениями на почве ненависти представляется сложной задачей. Такие мероприятия, начиная с отслеживания цепочек потенциально причастных к террористической деятельности, осуществляются специальными службами в закрытом режиме. В немецком обществе существует запрос на более активную борьбу с исламизмом. Согласно открытым источникам, сегодня предпринимается широкий спектр различных шагов - от превентивной работы (пример – национальная программа и отдельные программы различного уровня) до силовых акций (аресты и судебное преследование экстремистов и террористов, запрет соответствующих организаций и их символики). Предложения политических партий, НКО и отдельных экспертов в области борьбы с конкретными проявлениями экстремизма, например, запрет той или иной группы, нуждаются в тщательном многостороннем изучении и не могут претендовать на однозначную оценку. Исходя из вышеизложенного мы предлагаем следующие рекомендации:

  1. В области борьбы с правым радикализмом. Соответствующим структурам необходимо учитывать заметные изменения в праворадикальной среде: продолжающуюся радикализацию партии "Альтернатива для Германии" (AfG), включая факт продолжения работы фракции «Крыло» при ее формальном роспуске; проникновение праворадикального мировоззрения в силовые структуры ФРГ, такие как Бундесвер, и другие описанные в разделе тенденции. Также необходимо отметить, что активное участие ультраправых в демонстрациях против ограничений общественной жизни, вызванных пандемией COVID-19, выводит часть из них в «открытое пространство». Это позволяет более эффективно наблюдать за отдельными лицами и ячейками, прослеживать взаимосвязи между радикально настроенными элементами, и, в свою очередь, их контакты с легальной политикой.
  2. В области борьбы с исламизмом. Органам власти необходимо принять во внимание выводы экспертов в сфере борьбы с исламизмом, приведенные в настоящем разделе. Если в краткосрочной перспективе, т.е. в значении непосредственного предотвращения террористической угрозы, бОльшую опасность представляют отдельные радикальные одиночки, например, сторонники ИГ, то в долгосрочной перспективе, в значении угроз обществу, более опасны «легальные исламисты». Признается целесообразным продолжение повышение интенсивности открытого процесса обсуждения различных мер, направленных на борьбу с исламизмом (изменения в законах, инструкциях, практики депортации, изъятия паспортов у обладателей гражданства ФРГ, возможности превентивных арестов и т.д.). Желательно дать возможность различным общественным и политическим группам, включая представительства мусульман Германии, более активно участвовать в дискуссиях. Эти представительства наиболее сильно заинтересованы в профилактике радикальных тенденций в общинах. Необходимо поддержать религиозные общины, которые противостоят радикалам.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа