ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом Уголовный Кодекс Французской Республики.

Франция - это родина прав человека, страна, где родились и нашли воплощения наиболее популярные антидискриминационные и антирасовые законы. Между тем, Франция - это одна из немногих стран мира, которая не признает наличие у себя этнических меньшинств и, соответственно, их особых прав, которые отличались бы от "классических" прав человека.

Этническая принадлежность, а также этническая самоидентификация коренных меньшинств Франции исключена из политического лексикона, а сами меньшинства не признаются как потенциальные субъекты политического права. По этой причине Французская Республика до сих пор не присоединилась в Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств, хотя ее аргументация в этом случае больше антирасистская, чем наоборот. Французы сочли ее лишней и даже нарушающей принципы равенства, братства и свободы. Французские политические деятели любят повторять, что все граждане Франции, независимо от цвета кожи, вероисповедания, происхождения – французы.

Во Франции практически отсутствует государственное финансирование исламских религиозных школ, что практически выводит исламское религиозное образование, которое все равно существует в той или иной форме, из-под контроля государства. Данное положение основывается на законе 1905 года, которым был установлен принцип разделения церкви и государства. Правда уже в самом законе 1905 года содержалось положение о том, что в бюджеты государства, департаментов и коммун могут быть включены расходы на функционирование капелланских служб и на обеспечение свободного исповедания религий в таких государственных учреждениях как лицеи, колледжи, школы, хосписы, приюты и тюрьмы. А Закон Дебрэ «Об установлении льгот для церковных служащих в сфере школьного образования» № 59–1557 от 31.12.1959 и вовсе предоставил частным учебным заведения право получать финансирование из государственного бюджета и право заключения контрактов (простых либо ассоциированных) с государством.Согласно закону Дебре 1959 года, частные школы, в том числе религиозные, могут получать государственное финансирование, если они заключают договор с государством. По этому договору они могут осуществлять свои собственные педагогические проекты, но обязуются выполнять программы, утвержденные Министерством национального образования.

Однако, официально во Франции действует только 4 мусульманских школы, из них только одна получает государственное финансирование. И это при том, что ислам - вторая по численности приверженцев религия страны.

В мае 2001 года во Франции был принят Закон Абу-Пикарда (по именам инициаторов) по противодействию религиозным "сектам". Его целью является роспуск религиозных групп, которые неоднократно обвинялись в совершении уголовных преступлений. Этот закон был воспринят очень критично. Против него выступила Католическая и протестантские церкви страны, которые отметили, что закон можно будет использовать против некоторых культовых практик традиционных религий.

Французское законодательство не запрещает все формы преступлений на почве ненависти, в том числе совершаемых по признаку инвалидности , статуса мигранта или социально-экономического статуса жертв. Вплоть до недавнего времени расизм не являлся отягчающим обстоятельством при совершении преступлений. Лишь 8 октября 2015 года президент Ф. Олланд обязал министра юстиции подготовить официальное предложение на эту тему к концу года. В настоящее время законопроект обсуждается парламентом, и теоретически возможно, что не только расизм, но и сексизм также станет отягчающим обстоятельством для всех правонарушений.[1]

Статья 78-2 в Уголовно-процессуальный кодекс, который регулирует проверки документов, предоставляет широкие полномочия правоохранительным органам для проверки личности любого человека, не требуя что эти проверки были основаны на разумных подозрению в причастности к преступлению или незаконной деятельности. Ст. 78-2 (3) разрешает проверку личности "для предотвращения нарушения общественного порядка и, в частности преступление против безопасности лиц или имущества." . Фактически это развязывает полиции руки для злоупотреблений и этнического профайлинга.[2]

Можно отметить законодательную дискриминацию «кочевников» - т. н. белых цыган. От них требуют получать специальное разрешение на кочевание, которое должно ежегодно продлеваться (до 2012 г. - оно продлевалось каждые три месяца). В случае, если «кочевники» не продлевают разрешение, им грозит штраф от 1'500 евро. При этом их численность в данном муниципалитете не должна превышать 3% . «Кочевников» лишают избирательных прав, если они не прикреплены к какому-либо муниципалитету. В случае переселения, они получают избирательные права в новом муниципалите только на третий год проживания там.

15 апреля 2021 года нижняя палата парламента Франции приняла в окончательном чтении закон "О глобальной безопасности, которая сохраняет свободы". По мнению правительства, этот закон призван защитить сотрудников полиции от онлайновых призывов к насилию. Статья 24 этого закона квалифицирует в качестве преступления показ лица или личности любого дежурного офицера "с целью нанесения ущерба его физической или психологической неприкосновенности". Это правонарушение влечет за собой наказание в виде тюремного заключения на срок до одного года и максимального штрафа в размере 45 000 евро. Этот законопроект подвергся резкой критике со стороны журналистов и правозащитных групп, которые утверждают, что он ограничит свободу прессы и приведет к снижению ответственности полиции. Те, кто выступает против этого закона, обеспокоены тем, что в случае его принятия он может поставить под угрозу журналистов и частных лиц, которые снимают сотрудников полиции в работе, особенно во время жестоких протестов.

23 июля 2021 года парламент Франции принял закон «О борьбе с сепаратизмом и уважении принципов республики». Вместе с принятым накануне законопроектом "О предотвращении террористических актов" новые меры должны позволить правительству лучше справляться с угрозами исламизма. Законопроект, однако, подвергся острой критике со стороны правозащитников и парламентской оппозиции как левого, так и правого толка. Главной причиной принятия этого законопроекта состояла в опасениях президента Э. Макрона относительно того, что часть мусульманского населения Франции, численность которого составляет от 4 до 5 миллионов человек, может попасть под влияние салафитского движения, целью которого, по мнению государства, является создание некоего отдельного контр-сообщества, участников которого поощряли бы жить в самонавязанном уединении от гнусного влияния французского секуляризма ( laïcité ). Предлагаемый законопроект был направлен на обеспечение того, чтобы общественная жизнь во Франции отражала ценности лаицита, или государственного секуляризма, векового (1905 г.) конституционного принципа, разделявшего церковь и государство, но не имевшего успеха в исламе, поскольку закон был принят в то время, когда на материковой части Франции не было мечетей, а 99% мусульман проживали во французских колониях.

Целями нового закона являются : 1)освободить мусульман Франции от влияния Марокко, Турции, Алжира и Туниса, которые до сих пор имеют право голоса при выборе и назначении имамов, многие из которых не владеют французским языком и не обучены решению проблем, с которыми сталкивается второе или третье поколение мусульман, родившихся во Франции и имеющих французское гражданство; 2) ввести более строгий контроль над финансированием мечетей, чтобы взносы, превышающие 10 000 евро, были тщательно проверены на предмет их происхождения; 3) взять под контроль все частные школы, независимо от того, связаны они с той или иной конфессией или нет, с тем, чтобы там преподавались основные ценности светскости в своих учебных программах; 4) запретить домашнее обучение, которое, по-видимому, является тем видом образования, который преподается примерно 50 000 детей в возрасте старше трех лет; 5) прекратить программу, позволяющую странам посылать имамов и учителей во Францию; 6)дать администрации полномочия прекратить финансирование ассоциаций местными властями, когда эти ассоциации или НПО пропагандируют ценности, противоречащие светскости.

Учитывая, что ни одна другая религия во Франции не подвергается таким ограничениям, а также то, что запрет домашнего обучения означает насильственный перевод детей выходцев из арабских стран в светскую общеобразовательную систему страны, что является неприемлемым для религиозных семей, все эти нововведения очевидно следует рассматривать как дискриминационные по отношению к мусульманскому религиозному меньшинству.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа