ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Дискриминационные практики в отношении меньшинств

Дискриминационные практики в отношении меньшинств

Сирийские беженцы в Финляндии.

Можно выделить шесть в разной степени дискриминируемых групп в современной Финляндии: мигрантов, цыган, африканских беженцев (в основном уроженцев Сомали) русскоязычных иммигрантов, саамов и трансгендеров.

При въезде в страну мигранты сталкивались со случаями дискриминации, связанными с их этническим происхождением, при рассмотрении документов на въезд. Понадобилось решение Национального Трибунала по вопросам дискриминации обнародованное 19 декабря 2012 г., чтобы пресечь эту практику.

Кроме того, в Финляндии существует и другая форма дискриминации. В отличие от других стран ЕС, там не учитывается минимальный рабочий стаж, наработанный в других странах Евросоюза. Мигранты, желающие получить финское пособие по безработице, должны проработать именно в этой стране как минимум четыре недели в роли наемного работника или четыре месяца как самозанятое лицо. Требование наличия минимального периода занятости или самозанятости в Финляндии для того, чтобы предшествующие периоды трудовой занятости в других странах ЕС брались во внимание, противоречит законодательству ЕС. Многие беженцы сталкиваются с невозможностью обеспечения своих прав из-за отсутствия необходимых документов. Мигранты сталкиваются с дискриминацией на рынке труда, когда работодатели не распространяют на них действие льгот и социального обеспечения.

Из-за того, что единственный центр для временного содержания иммигрантов в Метсала переполнен, их часто размещают в камерах в полицейских участках, проводя лишь час на открытом воздухе . По результатам опроса, проведенного миграционным ведомством среди просителей убежища, они нуждаются в социальной поддержке со стороны других людей, а не только со стороны работников центра. По мнению просителей убежища, для них самой большой проблемой во время нахождения в центрах по приему беженцев в ожидании решения по их делу является безделье и одиночество.

8 октября 2013 г. стало известно, что власти Финляндии отказывают живущей в Финляндии сирийской семье привезти в Финляндию из России тяжелобольную четырехлетнюю племянницу, не давая ей вида на жительство, и предлагая вернуться для этого в Сирию.

Цыгане (около 10'000 человек) по-прежнему страдают от дискриминации в различных областях, включая образование, занятость и жилье.

Сомалийцы (их насчитывается около 15'000) являются наименее интегрированной группой в стране и являются жертвами дискриминации , в частности, в сфере занятости.

Около 75 % детей – цыган и сомалийцев живут в социальном жилье (у финнов - 23 %), 40% бездомных семей и 9 % одиноких бездомных людей в Финляндии цыгане или сомалийцы, хотя они составляют лишь 3,1 % от населения в целом. В магазинах за цыганами следят охранники, поскольку о существует представление о том, что все цыгане – воры. Фиксируются случаи произвольных обысков и арестов цыган со стороны полиции.

В начале декабря 2014 г. финский полицейский Томас Элфгрен заявил, что внутри полиции существует субкультура поддерживающая расистское и дискриминационное поведение. В сфере образования сохраняется проблема «отсева» детей цыган и иммигрантов, и помещения их в коррекционные школы для умственно отсталых.

По данным опросов, проведенных в 2013 г., 90% цыган полагали, что дискриминация по этническому признаку широко распространена в Финляндии. 68,7 % цыган испытывали дискриминацию в 12 месяцев, предшествующих опросу. 53.8% цыган испытывали дискриминацию на рынке труда в течении последних пяти лет. При этом от дискриминации не спасают ни возраст, ни образование. 87% из числа испытавших дискриминацию на рынке труда цыган, 86% сомалийцев и 76% русских предпочитают не жаловаться на подобные факты. 48,5% цыган испытывали дискриминацию при найме государственного жилья и 54,7% при найме жилья у частных лиц. Интересно, что если жалобу на дискриминацию в отношении аренды госжилья подали 44% цыган, подвергшихся дискриминации, то в отношении дискриминации при найме жилья в частном секторе жалобы подали лишь 15% - во многом из-за того, что среди цыган было распространено ошибочное представление о том, что запрет на дискриминацию распространяется только на государственные структуры.

Еще одна большая проблема для цыган – давление традиций и общинных авторитетов на тех, кто хочет вести более современный образ жизни (39% респондентов отметили, что они сталкивались с теми или иными цыганскими традициями, которые были им неудобны). Отмечались даже случаи физического насилия над цыганами, отказывавшимися от традиционного образа жизни.

В рамках эксперимента, проведенного журналистами телекомпании «Yle» осенью 2013 г. была зафиксирована дискриминация сомалийцев и русских на рынке труда, при найме жилья и даже при доступе в ночной клуб . Цыгане и сомалийцы также сталкиваются с расистскими оскорблениями в школах, хотя фактов сегрегации не отмечается.

В середине апреля 2014 г. в Финляндии было опубликовано исследование по поводу дискриминации цыган. Стало известно, что в Финляндии 68% цыган стали жертвами дискриминации в быту, например в магазинах, на рынках труда и недвижимости.

Представители сомалийской общины жалуются на трудности с воссоединением семей. В 2012 г. были отвергнуты 70% просьб о воссоединении, представленных сомалийцами, уже живущими в Финляндии. Отныне заявку можно подать только в финское консульство или посольство в Аддис-Абебе (Эфиопия) и Найроби (Кения ), что достаточно затруднительно для жителей Сомали.

22 августа 2014 г. в финской прессе был опубликован материал по поводу особых проблем чернокожих водителей такси. По данным материала, многие финские клиенты отказываются от таких водителей, оскорбляя их. В середине ноября 2014 г. в городке Лиекса в восточной Финляндии финский предприниматель-таксист нанял двух водителей-сомалийцев, но родители финских местных школьников, которых сомалийские водители такси должны были провожать до школ, отказались от услуг чернокожих водителей на основе того, что ни якобы "не умеют водить машины зимой".

Что касается русскоязычных (их насчитывается свыше 50'000 человек, и по численности они третьи после финнов и шведов), то здесь также отмечались серьезные сложности при устройстве на работу для кандидатов с русской фамилией (даже если он родился в Финляндии и на достаточном уровне владеет финским языком).

Очень надолго растягивается процедура подтверждения квалификации, полученной в России. В некоторых случаях русским отказывали в предоставлении банковских услуг на основании предположения – по национальному признаку – о причастности к отмыванию денег.

Особой темой в отношении мигрантов является тема дискриминации русских матерей и их детей. В 2012 году произошло несколько случаев отбора детей у матерей, имеющих русское происхождение, причем действия органов опеки в обоих случаях носили выборочный и дискриминационный характер. В инструкциях социальной службы Финляндии имеются рекомендации, в которых женщины-уроженки России обвиняются в предрасположенности к насилию над детьми.

10 декабря 2012 г руководитель т.н. «Октябрьского движения», борющегося против отбора детей у родителей социальными службами, А. Лейконниеми заявила, что социальными службами не учитывается объективно слабое знание иммигрантами финского языка. «То, что русские мамы не знают финского языка, это не основание для того, чтобы признавать их плохими матерями. К сожалению, "плохими мамами" они признаются всего лишь на основе догадок и предположений чиновников» - сказала она.

Однако сама система ювенальной юстиции в Финляндии имеет слишком много возможностей для злоупотреблений и дискриминации в отношении любого лица, которое может вызвать подозрения у чиновников органов опеки. Например, в случае с гражданином России и Финляндии (жена и дети имеют гражданство Эстонии и Финляндии) Алексеем Семеновым в начале 2012 года, нападки на его дочь Полину (15 лет) в школе на почве ее этнического происхождения привели к ее изъятию из семьи и заключению в тайный приют. Родителям не сообщили о ее местонахождении.

Известно, что незадолго до изъятия ребенка из семьи, девочка, подвергавшаяся нападкам одноклассников в школе, заявила на уроке истории в ответ на нелицеприятные высказывания учителя по поводу роли России в финской истории заявила, что она гордится своим российским происхождением и собирается в дальнейшем жить в Санкт-Петербурге. В данном случае все закончилось хорошо – ребенок сумел сбежать из приюта, сесть самостоятельно на паром и вернуться в Эстонию, где она родилась. Туда же вернулись и родители, которые приняли решение о переезде в Россию, где, по их словам, они чувствуют себя более безопасно.

Однако, сколько таких случаев, когда родителей навсегда разлучили с детьми? Наиболее вопиющий и известный случай в 2012 году произошел с иммигранткой из России Анастасией Завгородней, у которой изъяли четырех (!) малолетних детей (включая новорожденного) на основании того, что ее 6-ти летняя дочь Вероника сказала в школе, что ее «папа шлепнул по попе». Официальная версия такова: Школьная учительница Мари Ромппанен призвала социальные службы страны к необходимости чрезвычайного изъятия всех детей из семьи Завгородних.

В результате в ходе спецоперации финской полиции шестилетняя девочка и двухлетние двойняшки были изъяты у родителей в тот же день. Сама Анастасия Завгородняя, будучи беременной, была арестована в ходе этой операции. 28 сентября её новорожденный ребёнок также был изъят у матери .16 января 2013 г. Высший Административный суд Финляндии признал законным лишение родительских прав А. Завгородней и ее мужа. При этом оба родителя не были допущены к судебному заседанию.

Трансгендеры не могут начать процедуру смены идентичности без психиатрического обследования в центральных больницах Хельсинки и Тамперес с выдачей соответствующего заключения (это занимает от 6 до 12 месяцев), обязательной стерилизации и длящегося иногда несколько лет «испытания жизнью». Подобное длительное ожидание, сопровождаемое унижениями по поводу использования «чужих» (а на самом деле – принадлежавших человеку до смены пола) документов, рассматривается трансгендлерами как унизительное.

Многие протестуют и против обязательной при смене пола стерилизации, отмечая, что они хотят иметь своих детей. Браки таких людей преобразуются в гражданские партнерства, что ущемляет «вторую половину».

По данным опроса Европейского агентства по основным правам, проведенного в 2013 г., 48 % процентов представителей ЛГБТ, проживающих в Финляндии, подверглись дискриминации в течении 12 месяцев перед исследованием. Особенно сильно дискриминацию ощущают школьники: 48% испытывали физическое насилие, 79% - психологическое, 21% - сексуальное. Не менее двух третей из них связывали проявления насилия со своей гендерной идентичностью. Бюро Уполномоченного по вопросам равенства в период между 2010 и 2013 получало от 5 до 11 сообщений о дискриминации по признаку гендерной идентичности в год.

Финские профсоюзы заявили 26 июня 2014 г. , что на финском рынке труда широко распространена дискриминация ЛГБТ. При этом жертвы дискриминации боятся жаловаться, поскольку их могут неформально наказать за это.

Государственная телерадиокомпания "Юлейсрадио" в ноябре 2014 г. запретила своим журналистам использовать в новостях термин "равноправный закон о браке", поскольку -- по мнению главного редактора - это термин пропагандистский и слишком поддерживает сторонников этого закона (по мнению компании, правильный, нейтральный термин -- "гендерно-нейтральный брак").

Можно также отметить отказ во время переговоров с представителями народа саами об их праве на использование их земель и осуществлять традиционную хозяйственную деятельность, менять юридический статус земель, находящихся в частной или государственной собственности. Таким образом, права саами на осуществление хозяйственной деятельности не подкреплены юридически. Преподавание языка саамов вне территории их основного расселения сталкивается с нехваткой преподавателей.

В июне 2012 года правительство Финляндии приняло решение о сокращении количества часов преподавания религиозных дисциплин. По мнению экспертов, это скажется, прежде всего, на религиозном обучении православного меньшинства, поскольку количество учебных часов для этой категории учеников и без этого сокращения остается минимальным.

В октябре 2019 года ЕКРИ Совета Европы заявила, что этническое профилирование финской полицией, по-прежнему является обычной практикой, несмотря на то, что оно было объявлено вне закона в 2015 году. Она раскритиковала отсутствие разнообразия в полиции, которое, по ее словам, не отражает состав населения Финляндии.

В июне 2020 года главный инспектор омбудсмена по вопросам равноправия подтвердил, что сотрудники силовых структур, включая полицию, были замечены в профилировании и дискриминации лиц по признаку их этнической принадлежности. Заявление подтвердило ключевой вывод исследования 2018 года, согласно которому полицейские, охранники, пограничники и таможенники преследовали меньшинства из-за их этнического происхождения или цвета кожи.

Цыгане по-прежнему сталкивались с дискриминацией во всех социальных сферах и часто становились объектами преследования со стороны сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности. Расследование, проведенное Yle в мае, показало, что внутренние инструкции, изданные Департаментом полиции Хельсинки для записи перемещений финского цыганского населения, означали, что полиция собирала личную информацию и задерживала цыган без законных оснований, начиная с 2013 года. Представители полиции заявили, что они прекратили запись перемещения финского цыганского населения в 2017 году.

В июне 2020 года, последнем году, за который были доступны статистические данные Национального исследования жертв преступлений, омбудсмен по вопросам недискриминации сообщил, что 80 процентов респондентов африканского происхождения подвергались дискриминации из-за цвета кожи, 67 процентов сталкивались с дискриминацией или домогательствами в сфере образования, 60 процентов сталкивались с дискриминацией на рабочем месте, а 27 процентов также подвергались физическому насилию. Более половины респондентов заявили, что не сообщали властям о дискриминации, поскольку считали, что сообщение о домогательствах ничего не даст. Согласно статистике Барометра основных прав, 36 процентов арабоязычных респондентов и 31 процент русскоязычных респондентов сталкивались с дискриминацией при приеме на работу или при поиске работы.

В отчетах, опубликованных финским парламентом в феврале и декабре 2020 года, говорится, что языковые права саамов, коренного народа Финляндии, не реализуются так, как это предусмотрено конституцией и Законом о языке саамов. Недостатки связаны с количеством персонала, владеющего саамскими языками, доступностью услуг и тем фактом, что, вопреки положениям Закона о саамском языке, саамы по-прежнему должны отдельно ссылаться на свои языковые права, чтобы их признали. Согласно отчету, носители инари-саамского и скольт-саамского языков находились в наиболее уязвимом положении. Количество учащихся, изучающих все саамские языки, с 2020 года сократилось на 3,5 процента до 710 учеников по всей стране. Кроме того, поскольку услуги были переведены в онлайн и на централизованные служебные телефонные линии, власти не приняли во внимание возможность доступа к этим услугам на саамских языках. Средства, выделенные на социальное и медицинское обслуживание на саамском языке, не индексировались с учетом инфляции с 2004 года, и были опасения, что социальные реформы и реформы здравоохранения могут привести к дальнейшему истощению услуг. Также было мало персонала дошкольных учреждений с саамским языком, а финансирование программ дошкольного образования с саамским языком было недостаточным.

Омбудсмен по вопросам гендерного равенства заявил, что саамы, ставшие жертвами бытового насилия, не имеют доступа к общественным убежищам из-за больших расстояний между населенными пунктами в северной части страны.

30 августа 2020 года окружной суд Хельсинки постановил, что мужчины, которые несли флаги со свастикой на демонстрациях финской неонацистской организации «Навстречу свободе!» в День независимости 2018 года! не были виновны в национальной агитации. Суд установил, что подсудимые не угрожали и не оскорбляли какую-либо конкретную этническую группу напрямую. такое решение, безусловно, является оскорбительным как для евреев, так и для цыган.

Существуют определенные проблемы и в отношении трансгендеров, несмотря на то, что Закон о недискриминации непосредственно защищает их права. Так Совет Европы в своем докладе по Финляндии в октябре 2019 года отметил так называемый «транс-закон» Финляндии, который требует, чтобы люди проходили стерилизацию, прежде чем они могут быть признаны представителями другого пола.

В практике финского правосудия прослеживаются явные злоупотребления законом в части распространения ненависти. Несмотря на то, что в Законе о недискриминации четко прописано, что она не касается области религии, в апреле 2021 года генеральный прокурор Финляндии обвинил Пайви Расанен, врача, члена парламента с 1995 года и министра внутренних дел с 2011 по 2015 год в разжигании ненависти. Вина Расанен, по мнению прокуратуры, состоит в том, что она поделилась своими религиозными взглядами на брак и человеческую сексуальность в радиодебатах 2019 года, брошюре 2004 года и твите 2019 года, в котором она критиковала спонсирование своей церковью ЛГБТ-мероприятия «Гордость 2019». Такое же обвинение было выдвинуто против епископа Юхана Похьола, который был обвинен в том, что 17 лет назад он опубликовал одну из брошюр Расанена для своей общины.

30 марта 2022 года суд снял обвинения как с Пайви Расанен, так и с Юхана Похьола.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа