ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Праворадикальные группировки и политические партии

Праворадикальные группировки и политические партии Праворадикальные силы спровоцировали антицыганские выступления в 7 городах Чехии летом 2013 года. Антицыганский митинг в г. Чешске-Будеёвице (České Budějovice).

Ключевую роль в среде правых экстремистов играет «Рабочая партия социальной справедливости» (РПСС). Председателем РПСС является Томаш Вандас, который ранее в 2003г. основал «Рабочую партию».

РПСС является сильнейшей правой экстремистской партией в Чешской Республике (около 600 членов).С 2011 г. центральной идеей партийной программы РПСС стал лозунг «Чехия — чехам», подразумевающий, что в настоящее время страна занята не-чехами. РПСС активно сотрудничает с антисемитским публицистом Петром Калиновским, публикуя его тексты на партийном сайте. В программе РПСС содержатся цыганофобские и мигрантофобские пассажи. «Мы не хотим быть страной иммигрантов, выходцев из бывшего Советского Союза, с Балкан, из Азии, Дальнего Востока и т. д. Политическое убежище или вид на жительство должно предоставляться только лицам, которые смогут адаптироваться к национальным традициям и привычкам граждан Чешской Республики и смогут полностью ассимилироваться»,— говорится в программе этой партии. Националисты обвиняли мигрантов том, что они занимают рабочие места, которые отнимают у коренного населения, бесплатно лечатся в больницах и т. д.

Партия отстаивает возвращение к «консервативным моральным и духовным ценностям» и требует не только не давать разрешения на однополые браки, но и отменить узаконение однополых партнерств и разрешение на усыновление детей ЛГБТ. Националисты также требуют отменить мифические «льготы в зависимости от цвета кожи», которыми якобы обладают мигранты и, в частности, перестать оплачивать лечение иммигрантов . Они утверждают,что«неадаптирующиеся» (т. е.цыгане) якобы «живут в привилегированном положении за счет других» и пользуются де-факто неприкосновенностью за совершение преступлений. В программе РПСС также содержалось требование преграждать путь в страну мигрантам «преступных»национальностей и депортировать из страны совершивших преступление иностранцев.

Есть и более мелкие организации: Патриотический фронт (возник в 1993г.), продолжающий традицию фашистских организаций межвоенного периода, «Свободная молодежь», «Автономные националисты», «Независимые нацисты», «Национальные активисты», отдельные группы, выделившиеся из «Независимых нацистов» в 2010 г., «Национальное сопротивление», «Народный фронт», объединение «Кровь и честь», «Женское протестное движение» и пр. региональные группы, «Национальное сопротивление — Руда», «Национальное сопротивление — Богемия», «Чешская оборонительная лига», находящая в тесной связи с« Христианской оборонительной лигой», была сформирована в социальной сети Facebook на базе чешских поклонников «Лиги обороны Англии» (затем переименовалась в Islám v České republice nechceme (IvČRN) - «Нежелающих исламизации Чехии»). Она насчитывает порядка 60 тыс. последователей, выступающих против «исламизации Чехии». IvČRN ведет масштабную кампанию против халяльной еды. В листовках, распространяемых движением, заявлялось, что средства, вырученные от продажи халяльной еды, могут идти на финансирование терроризма. Там же содержалось демагогическое обвинение мусульман в жестокости при убое скота по своим традициям, а несоблюдении ими санитарных норм при убое и пр.

По данным МВД Чехии, ядро неонацистских группировок составляют 500 человек, а порядка 4'000–5'000 человек поддерживают их. В 2013 г. заявила о себе праворадикальная организация «Чешские львы», которую составили отколовшиеся от РПСС активисты, намеренные сосредоточиться на борьбе против «мультикультурализма». Можно говорить о частых контактах чешских неонацистов с их единомышленниками в Германии, Словакии и Польше.

Согласно отчета МВД ЧР о проявлениях экстремизма в 2019 году, ультраправая сцена в «традиционном» смысле была полностью заполнена ксенофобскими группами. Доминирующей силой среди этих групп и на рубеже 20-х гг. 21 века, безусловно, снова являлось движение «Свобода и прямая демократия» (Svoboda a přímá demokracie - SPD) Томио Окамура, который в тот период вице-президентом Палаты депутатов парламента Чешской Республики.

К нач. 20-х гг. еще две партии крайне правого толка стали известны в Чехии. Это Ассоциация «Большинство жителей за большинство» и «Национально-социальный фронт». Ассоциация использовала такие лозунги, как «Проблема неадаптируемых не просто должна быть решена, она нуждается в окончательном решении» или «Если вы не знаете, как себя вести, вы не можете жить с нами» в рекламные площади. Очевидно, что речь идет об очередной атаке на народ рома. Примерно в том же ключе действовали в 2019-21 гг. и активисты партии НСФ. Кроме того, на чешской сцене действовали и некоторые другие группы праворадикалов, например движение «Открытая ратуша Мост» (Otevřená radnice Most). Их лозунгами также являлись антицыганские призывы

Один из них: «Один яд недостаточно силен для этих вредителей», который стал поводом для возбуждения уголовного дела в 2018 году. Этот лозунг был размещен в социальных сетях на странице под названием «Нулевая терпимость к неадаптируемым». После возбуждения дела представители движения защищались, утверждая, что лозунг относился к чрезмерному размножению жуков или крыс и что их ассоциация с другим лозунгом о «неадаптируемых» была досадной случайностью.

К пограничным правопопулистским партиям следует отнести также политическое движение бывшего премьер-министра Андрея Бабиша, АНО (Акция недовольных граждан). Первоначально созданное как платформа для борьбы с коррупцией, оно должно было привнести в политику аполитичный прагматизм. Объявляя себя правоцентристской партией, АНО, тем не менее пришла к рубежу 20-х как партия евроскептиков, выступающая против миграции.

В Программа движения в ходе предвыборной кампании 2021 года основное внимание уделялось национальному суверенитету, противодействию ЕС, усиленным ссылкам на миграцию и карикатурному изображению политических противников партии. Лозунг кампании «Пока мое тело не будет разорвано» олицетворял Бабиша как защитника простых людей до его последнего вздоха. По существу программа АНО была больше сосредоточена на повышении роли государства в социальных делах, инфраструктуре и безопасности в сочетании с обещаниями сбалансированного бюджета и низких налогов. Этно-популистская направленность АНО , переплетающаяся с размытым сочетанием социальных расходов и бюджетной бережливости, напоминает западноевропейские праворадикальные партии.

По итогам выборов 2021 года АНО заняла второе место с 27,1% голосов. Движение ультраправых «Свобода и прямая демократия» набрало 10%, что позволяет ей оставаться значимой политической силой в Чехии.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа