ruen
×

Интернет-платформа для изучения ксенофобии, радикализма и проблем межкультурных коммуникаций.

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом

Законодательство, препятствующее борьбе с дискриминацией и национал-радикализмом

В 2015 году в Австрии был принят новый Федеральный закон о внешних правовых отношениях исламских религиозных обществ.

В последние годы Австрия приняла несколько новых законов, которые регулируют и частично ограничивают права религиозных меньшинств, в частности мусульман. Например, так называемый «Закон об исламе» - Федеральный закон о внешних правовых отношениях исламских религиозных обществ («Исламгессец») 2015 года определил «права и обязанности» исламских религиозных обществ, зарегистрированных в Австрии. Новое законодательство давно ожидалось в Австрии, поскольку предыдущий закон был принят в 1912 году. Сегодня Австрия признает только два исламских религиозных общества: Исламскую общину в Австрии и Исламскую общину "Алеви" в Австрии.

Новый закон дает мусульманам право на «пастырскую помощь», но он также ограничивает эту практику лицами, которые получили образование в Австрии и имеют свое основное место жительства в Австрии. Это условие является уникальным в этой стране и, например, не применяется к еврейской пастырской опеке в соответствующем законе от 2012 года. «Закон об исламе» также направлен на создание правовой определенности для «существующих и будущих исламских кладбищ» и защиты исламских религиозных праздников от беспорядков, но он никак не соотносится с соответствующим трудовым законодательством в Австрии). Кроме того, он предоставляет исламским религиозным обществам право производить продукты питания в соответствии с их убеждениями и указывает, что исламские диетические правила «должны приниматься во внимание» для мусульман в государственных учреждениях, таких как вооруженные силы, пенитенциарные учреждения, больницы, учреждения по уходу и государственные школы. Закон также устанавливает рамки для новой университетской дипломной программы исламско-богословских исследований в Венском университете, обеспечивая до шести должностей для преподавательского состава в конкретной области обучения для каждого из религиозных обществ.

Закон также устанавливает критерии для учредительной документации исламского религиозного общества, в том числе, в части, касающейся языка написания - он должен быть только на немецком языке. Более того, немецкий перевод соответствующей версии Корана должен быть представлен государственным органам для определения того, имеет ли новое сообщество другое религиозное толкование, чем два уже существующих, поскольку все вновь зарегистрированные религиозные общины должны отличаться в их учениях от уже существующих. Закон запрещает финансовую поддержку из других стран для финансирования исламских религиозных обществ. При этом, никакие другие религиозные общества в Австрии не имеют такого запрета, а некоторые даже имеют обязательное регулирование финансовых обязательств. «Закон об исламе» также позволяет федеральному канцлеру отменить юридический статус местного мусульманского сообщества или прекратить признание религиозного общества федеральным правительством, если соблюдены определенные требования (например, если неконституционная или противоречащая закону ситуация сохраняется даже после предупреждения со стороны государственных служб или если общество проявляет неуважение к австрийскому обществу и государству. Опять же, эти положения являются уникальными для религиозных общин в Австрии, выделяя мусульман.

Вторым важным законодательным изменением в отношении мусульман в Австрии был так называемый Закон о борьбе с вуалью, который вступил в силу 1 октября 2017 года. После долгих публичных дебатов в законе не стали отдельно выделять мусульман, но явно направлен против религиозно мотивированных практик закрытия лиц с помощью вуали. Тогдашний вице-канцлер Рейнхольд Миттерлехнер оправдывал запрет, утверждая, что носить религиозно мотивированный платок символически демонстрирует нежелание мусульман интегрироваться; другие утверждали, что закон освободит мусульманских женщин от патриархального угнетения; в то время как большинство критиков признавали в нем желание удалить религиозные символы ислама из общественных мест.

Закон запрещает скрывать черты лица «одеждой или другими предметами таким образом, чтобы их больше не узнавали» в общественных местах. Нарушение этого правила чревато административным штрафом в размере до 150 евро. Закон был реализован как часть так называемого «пакета интеграции». Этот пакет законов якобы направлен на усиление интеграции «путем усиления участия в общественной жизни и обеспечения мирного сосуществования в Австрии». Единственным исключением из ограничений на закрытие лица являются требования федерального или земельного законодательства, условия проведения художественных, культурных или традиционных мероприятий, во время спортивных мероприятий, а также требования, продиктованные вопросами здравоохранения или профессиональной деятельности. Эти исключения имеют целью косвенное ограничение на запрет пользования религиозной вуалью, поскольку более прямой подход был бы явно неконституционным в Австрии.

В 2017 году также произошел крупный пересмотр законов, касающихся убежища и проживания иностранных граждан в стране («Fremdenrechtsänderungsgesetz»), что затронуло многие меньшинства. Этот законодательный пакет был представлен в ответ на так называемый «кризис беженцев» 2015/2016 года и ввел множество ограничений, в первую очередь ограниченное свободное передвижение и проживание. В нем предусматривается, что лица, ищущие убежища, которые получают социальные пособия, больше не могут свободно выбирать, в какой из девяти земель Австрии они живут в период рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. Вместо этого они должны жить в земле, которая предоставляет социальные льготы. Кроме того, закон дает властям право требовать от лиц, ищущих убежища, постоянно проживать в тех квартирах, в которых они были зарегистрированы при назначении им социальных пособий, когда это требуется в соответствии с общественными интересами или требованиями общественного порядка. Людям с юридически обязательным возвратным решением также может быть поручено оставаться в организованном государством учреждении до их отъезда (под угрозой штрафа в размере от 100 до 1000 евро). Новые законы о предоставлении убежища также упрощают депортацию, то есть насильственное выдворение из страны, для тех лиц, которым было отказано в убежище, и людей, которые незаконно проживают в Австрии.

Правительство также стремится содействовать добровольному выезду иностранных граждан без убежища или других форм проживания: уже в 2016 году правительство приступило к проекту «Добровольный выезд и возвращение помощи». Лица, ищущие убежище, которые решили добровольно вернуться на родину, могут запрашивать информацию и консультации в консультационном центре по репатриации и могут обращаться за финансовой поддержкой, которая покрывает расходы на проезд. Лица, ищущие убежище, которым отказали в оном, теперь обязаны вносить свой вклад в процедуры вылета, а несоблюдение может привести к штрафу или принудительному задержанию в ожидании депортации. Законодательство 2017 года также продлевало максимальную продолжительность содержания под стражей до выдворения от 10 до 18 месяцев. Просители убежища, чьи просьбы о предоставлении убежища были отклонены властями, теперь также теряют основную социальную помощь, даже если они обжалуют это решение, если суд, который принимает решение по апелляции, не подает апелляцию на приостановку. Они возвращают основную социальную помощь только в случае предоставления убежища или во время апелляции, если они способствуют процедурам вылета, то есть до того, как их просьба о предоставлении убежища была окончательно отвергнута.

Возврат к списку

© 2017 Гражданская нация
Изготовление сайта – НБС-Медиа